Общество

«Власти начали менять инструменты репрессий, акцент сместился с уголовного преследования на массовое запугивание», – эксперт

В последние дни в белорусском правозащитном и экспертном сообществе разгорелась дискуссия о «выходе на плато репрессий», пишет rfi.fr. Так, социолог Геннадий Коршунов, занимающийся изучением политических преследований и ежеквартально публикующий аналитику на эту тему, в интервью «Радыё Свабода» заявил о том, что репрессии в Беларуси долгое время сохраняются на одном и том же уровне. Число политзаключенных снижается (правда, на это влияет выход на свободу осужденных еще в 2020–2021 годах), в 2023 году изменился формат репрессий, набор статей, которые стали чаще применяться силовиками — вместо уголовной чаще стали привлекать к административной ответственности.

«С одной стороны, очевидно плато репрессий, с другой — власти начали менять инструменты репрессий, акцент сместился с уголовного преследования на массовое запугивание протестной, продемократической части общества», — считает Геннадий Коршунов.

По его мнению, выход репрессий на плато не демонстрирует готовность властей к каким-то послаблениям или даже к диалогу с Западом.

«До выборов 2025 года я бы не ожидал каких-либо изменений репрессивной политики. Ситуацию они стабилизировали. Силовики находят себе новые направления деятельности, новые фронты, на которых могут демонстрировать руководству свою полезность. Внешних стимулов, которые бы подталкивали менять ситуацию, тоже не наблюдается», — говорит он.

Глава фонда «Байсол» Андрей Стрижак не согласен с Коршуновым и отмечает, что репрессии в Беларуси продолжаются, в день происходит около десяти арестов по всей стране.

«Постоянно силовики ищут и находят все новые группы, которые можно прижать — архитекторы, диаспоры, родственники политзаключенных. Признак времени — крупномасштабные карательные операции, в которых задействованы различные силовые структуры по всей стране. Здесь видно ухудшение ситуации», — пишет Стрижак в Facebook.

Андрей Стрижак также указывает на то, что страна постепенно закрывается, страх мешает людям общаться с правозащитниками и давать им данные о преследовании.

«Для понимания общей ситуации нужно ориентироваться на тренды и движения, а они сейчас однозначны. Лукашенко и Путин готовятся к военному противостоянию со странами НАТО, и в логике военного противостояния Беларусь, как главный плацдарм агрессии, должна быть зачищена от “вражеских элементов”. Эту задачу диктатура активно и выполняет», — заключает он.

Юрист «Весны» Павел Сапелко также высказался на этот счет: 

«Если мы берем простую статистическую работу, то видим приблизительно установившийся уровень репрессий уже в течение достаточно долгого времени. Сказать, что репрессий становится количественно больше или меньше? Они приблизительно сохраняются на одном и том же уровне уже с 2021 года. Уголовных дел порядка ста в месяц рассматривается, репрессии могут перетекать из одного вида в другой. Летом и осенью 2020 года у власти была главная задача — затолкать людей с улиц в квартиры, они занимались этим, тогда больше было административок, власти гасили уличные пожары. Потом стали искать по соцсетям — за лайки, комментарии, началось преследование за слова и мысли. (…) Сроки, которые сейчас дают, в том числе в рамках спецпроизводства, они вообще поражают. Если это плато, то мы не знаем его размеры, не знаем, где его границы. Мы в высоком уровне репрессий живем уже четвертый год».

Также не исключено также, что белорусские карательные органы работают на пределе своих возможностей и просто физически не могут еще сильнее закручивать гайки в стране. Более подробно об этом можно прочитать здесь.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть