Общество

«Веселые ребята» по-белорусски. Что показали в идеологической киноленте «Культурный код»

В начале сентября в прокат попадет фильм «Культурный код» — идеологический проект по заказу Минкульта. Эту ленту, рассказывающую о государственных символах Беларуси, принятых при Александре Лукашенко, снял на студии «Беларусьфильм» один из самых активных штатных режиссеров Кирилл Халецкий.

«Еврорадио» получило копию прокатной версии фильма и рассказывает, каким он получился.

«Культурный код» — короткометражка, рассчитанная на политически пассивную молодежь. В ней власти решили пропиариться по полной, рассказав о государственных символах: как они возникли и что значат, пишет «Еврорадио».

Задачу поручили Кириллу Халецкому — выпускнику Академии искусств, чья карьера выстрелила на волне увольнений и репрессий на студии.

Халецкий в Telegram-канале Минкульта ласково называют “золотой мальчик”, снял комедию о кино под названием «Киношники». Также он сделал теледокументальный фильм к юбилею Белорусского союза кинематографистов и стал претендентом на производство будущего совместного белорусско-китайского фильма «Во веки веков».

Полноценной истории у «Культурного кода» не получилось. Сюжет здесь рамочный и необязательный — руководитель курса заставляет выпускницу Академии искусств Лизу (Дарья Лазарчик) снять телевизионную ленту о государственных символах. Помогать в миссии девушке будет другой студент — оператор Ваня (Владислав Солодов), который не верит в женскую режиссуру и хочет снимать «настоящее кино».

В процессе работы молодые люди пойдут опрашивать минчан в Троицком предместье и на побережье Свислочи. Съездят на идеологический автопробег с руководством Департамента судебных экспертиз. Посетят Музей современной белорусской государственности. Послушают гимн в исполнении президентского оркестра.

  • «Код» — и содержанием, и визуальной эстетикой — явно рифмуется с довоенным сталинским кино, тем же «Цирком» или «Веселыми ребятами» Григория Александрова. Такой себе лакированный соцреализм, где герои восхищаются величием, которая тем временем переживает Большой террор.

Конечно, авторы фильма не поют оды «за наше счастливое детство» в адрес Лукашенко, но очень близко подошли к этому краю. Беларусь их глазами — это страна для настоящих патриотов, где молодежь вдохновляется возможностями будущего.

  • Авторы настойчиво убеждают молодых зрителей, что жизнь в Беларуси прекрасна, как будто никто не знает о ежедневных арестах и политзаключенных, облавах ГУБОПиКа, всеобщей государственной цензуре.

«Код» мог бы остаться очередной идеологической пустышкой, если бы не экспериментальный формат рассказывания, объединяющий игровые элементы с документальными. Это действительно выглядит свежо и необычно, если не знать, что эту идею авторы позаимствовали у оставленного на полке проекта «Беларусьфильма» — ленты «Это я, Минск».

  • У эпигонов из «Культурного кода» места для рефлексии и ощущения свободного воздуха в кадре нет. Ты либо проникаешься приторно-позитивным образом жизни в Беларуси, либо чувствуешь себя за высоким забором от этой соцреалистической антиутопии.
Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть