Политика

Прогулки по облакам: о чем Лукашенко грезит в Бишкеке

В конце сентября Александр Лукашенко рассказал об обсуждении с Владимиром Путиным двух крупных инвестиционных проектов – о самолетостроении и о строительстве второй железнодорожной ветки из Беларуси к Петербургу, «чтобы мы большие объемы грузов могли перебрасывать в порты и оттуда работать на весь мир». Тогда же российское агентство РИА «Новости» сообщило, что именно этим проектам будет посвящена встреча двух глав государств на саммите СНГ в Бишкеке. Сейчас самое время присмотреться к ним повнимательнее.

О том, что российские железные дороги не вытягивают тот объем грузов, который Беларусь пытается после закрытия доступа к балтийским портам переправить через Россию, Лукашенко говорил не раз. Причина не только в белорусских товарах. Вся объявленная Путиным политика «поворота на Восток» ознаменована полным разрушением устоявшихся логистических маршрутов: в начале этого года впервые за всю историю экономики российских железных дорог объем перевозки на Восток превысил объем перевозки на Запад (80 млн т против 76 млн т). Возможно, именно из-за трудностей с логистикой заглохли и ранее широко анонсированные планы экспорта белорусского калия через Рыбный порт во Владивостоке.

Но кроме Владивостока Беларусь арендует порты на севере России – в Санкт-Петербурге и Мурманске. Оказывается, здесь тоже не все в порядке. «Мы занимаемся строительством портовой инфраструктуры, но узкое место — железная дорога. Он (Путин) попросил, чтобы я привез ему полные характеристики, материалы», — добавил Лукашенко, намекая на то, что он хотел бы, чтобы новая железная дорога была построена за российский счет. Собственно говоря, из-за отсутствия денег Беларусь и не строит не раз уже анонсированных портов на территории России — стоимость нового порта оценивается экспертами в 600 млн долларов, и, скорее всего, у белорусской стороны таких денег попросту нет.

Самое печальное заключается в том, что денег, кажется, нет и у россиян, на что обращает внимание ведущий программы «Оптимум» на ютюб-канале «Белорусы и рынок» Андрей Маховский. Когда в 2015-17 годах Россия строила железнодорожную ветку длиной в 130 км, чтобы обойти территорию Украины, этот проект обошелся ей в 55 млрд российских рублей, или больше 900 млн долларов. А от Солигорска с его калийными удобрениями до Ленинградской области с ее портами — больше 900 км. То есть цена проекта будет в районе 6–6,5 млрд долл.

Напомним, что кроме проектов Александра Лукашенко, в самой РФ есть целые регионы с полным отсутствием железнодорожного сообщения, например, Тыва. Даже несмотря на личное участие Сергея Шойгу строительство железнодорожной ветки «Кызыл-Курагино» длинной 411 км остается замороженным с 2011 года. А с началом войны против Украины у РЖД возник дефицит кадров – представители отрасли жаловались вице-премьеру Андрею Белоусову, что мобилизация затронула до 60% рабочей силы подрядных организаций, включая «узкоквалифицированных» сотрудников, что ставит под угрозу весь проект по расширению железнодорожной сети в направлении Китая.

Туманными выглядят и предложения Лукашенко по сотрудничеству в сфере самолетостроения – так как эта отрасль в соседней стране лежит в руинах. Производство гражданских самолетов 1-3 классов в РФ в 2022 г. продолжило 5-летнее снижение и составило всего 16 единиц. Из них – лишь 13 самолетов SuperJet-100, которые первоначально позиционировались, как заменители иностранного авиапарка. Оказалось, что «импортозамещенный» самолет на 50% состоит из иностранных комплектующих.

По словам Лукашенко, речь идет о выпуске самолетов небольшой вместимости, которые якобы очень востребованы и нужны в России.

«Как сказал президент России: от крупных аэропортов до дальних поселков, регионов такие самолеты востребованы, тем более они могут осуществлять посадку на грунт», — говорил руководитель Беларуси.

Но здесь россияне ничем похвастаться: их единственный разрекламированный легкомоторный самолет «Байкал», несмотря на затраченные на него миллиарды, продолжает существовать в виде опытного образца. Вместо этого в стране массово ремоторизируются отжившие свой век Ан-2, так как без них огромные труднодоступные территории РФ могут вообще остаться без сообщения. При этом документация и интеллектуальная собственность на этот самолет каким-то образом оказались, что не позволяет сейчас проводить работы над новой машиной на базе «кукурузника».

Поэтому вопрос, что за авиастроительные вопросы будут обсуждать в Бишкеке Лукашенко с Путиным зависает точно также, как и тема новой скоростной ж/д магистрали Москва – Минск. Скорее всего о них просто забудут. Вот превратить какой-нибудь город в кучу руин, или освоить многие миллиарды – это запросто. А в реальной жизни, как известно, эти деятели не могут даже реализовать проект импортозамещенного мопеда.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть