Политика

Газ, автомобильные заводы и морской порт: кто оплатит белорусские гастроли «Вагнера»

Урегулирование конфликта Кремля с Евгением Пригожиным имеет для Александра Лукашенко и вполне ощутимую материальную сторону. Сразу же после того, как «Вагнер» развернул свои колонны в обратную сторону от Москвы, белорусский режим получил несколько «плюшек». Вряд ли это можно объяснить случайным совпадением.

О масштабах происходящего можем судить по медийной активности белорусского посла в Москве Дмитрия Крутого. В конце июня дипломат сообщил, что базовый договор с «Газпромом» по гарантированным объемам поставки газа в Республику Беларусь будет продолжен до 2031 года.

«Есть решение Владимира Путина, чтобы Беларусь в рамках долгосрочного контракта с «Газпромом» имела самую низкую цену газа в мире для третьих стран», – сказа он и уточнил, что белорусы будут далее платить по $127,52 за тысячу кубометров российского голубого топлива.

Кроме того, сообщил Крутой, Беларусь обсуждает с Россией перечень промышленных площадок, которые покинули иностранные инвесторы и которые могли бы использовать белорусские предприятия. РБ интересуется заводами, выпускавшими сельхозтехнику, пассажирский транспорт и грузовики. Дипломат отметил, что в рамках визита губернатора Калужской области в Минск обсуждался завод грузовых автомобилей Volvo стоимостью под 100 млн евро с производственной мощностью до 15 тыс. грузовиков в год.

«Мы спокойно могли бы там разместить производство грузовиков МАЗ, автобусов или электрического транспорта. Россияне, учитывая градус и статус наших отношений, готовы эти площади предоставить нам фактически даром, только бы там было промышленное производство, сохранены рабочие места», — подчеркнул Крутой в интервью белорусскому телевидению.

Характерно, что еще за день до пригожинского путча Беларусь не была среди приоритетных покупателей этого предприятия. 23 июня калужский губернатор Владислав Шапша среди интересантов по возобновлению работы завода называл только российские и китайские компании – например, китайскую корпорацию FAW.

Чтобы был понятен тектонический масштаб экономических уступок Москвы, стоит напомнить, что Дмитрий Крутой в прошлом году неоднократно говорил о желании Минска «перенять управлением российскими бизнесами европейских компаний, которые прекратили работу в РФ». Но белорусские власти были фактически отстранены от доступа к этим активам (подробно об этом можно прочитать здесь). Зато россияне чувствовали себя вольготно в Беларуси, скупая за бесценок предприятия бывших иностранных владельцев.

Сейчас же белорусские чиновники, наоборот, излучают оптимизм. Посольство Беларуси в РФ составило перечень объектов, на которых могли бы разместиться белорусские мощности, и передало его в правительство.

И ведь дипломат Крутой в чем-то прав. После того, как Россия предоставила Беларуси очередной кредит $1,5 млрд на «импортозамещение», общая сумма белорусских долгов достигла $10 млрд.

РБ на сегодня является крупнейшим должником России, оставив далеко позади Бангладеш и Индию.

Причем, в отличие от Индии, Минск постоянно юлит, пытаясь отстрочить или рефинансировать долги, очевидно, в надежде, что рано или поздно они будут списаны. И если такого должника россияне продолжают допускать к приватизации системных предприятий, значит они руководствуются не экономическими, а политическими соображениями.

  • Обратим внимание вот на что: о размещении российских наемников в Беларуси написано сотни статей, но из них совершенно непонятно, кто же заплатит за это удовольствие. Напомним, что непосредственно в «Вагнер» было вложено из российского бюджета то ли миллиард (по версии Владимира Путина), то ли десять миллиардов (по версии Дмитрия Киселева) долларов. Даже если пригожинские головорезы под Осиповичами не будут привлекаться к выполнению боевых заданий, само их содержание должно обходиться в круглую сумму.

Зная деловую хватку Александра Лукашенко, можно предположить, что предъявленный им счет за передержку наемников был серьезным образом завышен (не зря Крутой говорил, что нужно «воспользоваться моментом»). Но так как Кремлю из чисто имиджевых соображений невыгодно платить белорусскому режиму напрямую, было предложено оплатить «натурой». Окружение Лукашенко, видимо, решило, что с паршивой российской овцы нужно взять «хоть шерсти клок». Так как не совсем понятно, каков будет статус соседнего государства через год или два.

Однозначно, последуют и другие российские уступки, например, в сфере железнодорожных тарифов. Или вот Крутой заявил, что Беларусь уже не планирует строительство собственного морского терминала в России, но «будет пользоваться сетью морских портов в стране». И хотя буквально на следующий день он опроверг сказанное, можно предположить, Лукашенко найдет аргументы для Путина, чтобы Россия пошла ему навстречу.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть