Политика

Беспилотники единственного экземпляра. Способна ли белорусская промышленность выпускать конкурентные БПЛА?

Срочная военная служба не прошла зря для Александра Лукашенко. Он несомненно чувствует себя полководцем, и создает соответствующий этому статусу антураж: красивая военная форма с эксклюзивными погонами и дизайнерской фуражкой, карта четырех направлений, с которых готовилось нападение на Беларусь, но главное – неиссякаемая тяга инспектировать военных и давать им указания разной степени умности.

«При виде исправной амуниции как презренны все конституции», – всем своим поведением как бы говорит он.

Чтобы соответствовать выбранной роли, Александр Лукашенко следит за ходом украинских баталий, и иногда даже призывает своих генералов брать пример с Вооруженных сил Украины. В мае он требовал по примеру ВСУ сформировать мобильные группы, придав им бронированные машины «Кайман». В июле он поручал новому руководству ОАО «Агат-системы управления» создать устройства радиоэлектронной борьбы, идентичные украинским, «очень эффективно работающим против средств связи, применяемых россиянами». Учитывая ту роль, которую в украинской войне играют беспилотные летательные аппараты, вопрос об инспекции отечественных беспилотников висел, в буквальном смысле, в воздухе.

И такое время пришло: в конце октября Александр Лукашенко посетил полигон Обуз-Лесновский в Брестской области, где осмотрел «беспилотные авиационные комплексы, которые стоят на вооружении армии, а также перспективные разработки». Как сообщается на сайте главы государства, ему были продемонстрированы беспилотники-разведчики, ударные комплексы и разведывательно-ударный беспилотный вертолет, «аналогов которому в мире нет». Не хватало еще только подводных самоходных аппаратов, как те, что украинская армия использует в атаках против Черноморского флота. Но в Беларуси подводные беспилотники и не прижились бы в силу географического фактора.

Как настоящий хозяйственник, Александр Лукашенко тут же предложил начать разработками торговать, не заморачиваясь репутацией потенциальных покупателей.

«Кто покупает – тому и будем продавать. Нежелательно, конечно, чтобы наши образцы воевали в Украине: все-таки свои люди», – сказал он, словно и не с его согласия территория соседнего государства регулярно подвергается ракетным атакам из воздушного пространства Беларуси.

Но с другой стороны, ситуация действительно выглядит странной: почему Россия до этого времени вынуждена покупать «Шахиды» обходными путями у Ирана, в то время, как могла бы купить напрямую у стратегического союзника? Да не просто купить, а просто взять даром, как берет у него старые танки и боеприпасы! Лукашенко, правда, быстро отвертелся, заявив о том, что «Байрактары» с «Шахидами» оружие наступательное, в то время, как беспилотники «Буревестник» и «Миротворец» – чисто оборонительные.

«Это другой сегмент, очень нужный нашим военнослужащим. Здесь мы, конечно, лидеры в мире», – без лишней скромности сказал Александр Лукашенко.

Дмитрий Пантус убеждает Александра Лукашенко, что беспилотник существует не в единственном экземпляре

И тут может быть только одно объяснение, не названное в официальной сводке прямо, но как бы намеком.

«Ты же не просто показываешь в единственном экземпляре образец? Любой образец сейчас берем на фронт и он воюет?» – уточнил Александр Лукашенко у Председателя Госкомвоенпрома Дмитрия Пантуса.

И мы тоже как-то сразу напряглись: а ведь может же так быть? Ведь у нас уже были презентованы и «белорусский аналог Tesla», и «альтернативная Windows операционная система», и «отечественный лазерный телевизор», подозрительно похожий на продукцию китайской JMGO и даже собственный электромобиль из фанеры.

И хоть Дмитрий Пантус быстро отрапортовал, что «для тех [беспилотников], которые заканчивают испытания, организовали работу по организации серийного производства – что очень важно с учетом геополитической обстановки, которая есть», подозрения остались. Такие ответы, как правило, даются именно тогда, когда что-то присутствует в единственном демонстрационном экземпляре.

В этом абсолютно уверен, например, аналитик Белоруского института стратегических исследований Вадим Можейко, который откровенно сомневается в наличии у Беларуси большого количества современных ударных дронов. По его мнению, Лукашенко создает видимость их наличия, чтобы повысить свою значимость – дескать, он единственный, кто еще сдерживает угрозу для Украины.

  • «Это то же самое, что пообещать не атаковать Украину белорусским космическим оружием, которого не существует. Весьма вероятно, что речь идет о единичных образцах, а никакой армии боевых беспилотников просто нет. Просто Лукашенко любит такие вещи. Вспомнить хотя бы историю о первом белорусском ноутбуке[локализация производства которого составляет менее 20%]», – говорит Можейко в одном из своих интервью.

Действительно, даже на официальном видео с Обуз-Лесновского полигона сопровождающие постоянно говорят Лукашенко: мол, это китайская разработка, это – российская. Даже у летательного аппарата, анонсированного как «полностью белорусский» и то оказался двигатель китайского производства. А что тут странного? Если страна не может сделать собственный «импортозамещенный» мопед, который оказывается на поверку репликой китайской модели вплоть до шин (хотя у Беларуси есть и собственное шинное производство), почему мы должны верить в существование серийного белорусского беспилотника?

И хотя в Украине «Шахиды» иногда и называют «мопедами», собственный беспилотник сделать все-таки, наверное, труднее, чем мопед. Более того, даже заточенная на армию российская промышленность не может потянуть выпуск достаточного количества востребованных летательных аппаратов в необходимых объемах, закупая их у аятолл.

Русские инструкторы знают толк в извращениях

То, что россияне действительно нам могут предложить мы как раз видели на другом полигоне – Осиповичском, где при участии русских инструкторов проходили сборы командного состава ВС Беларуси, посвященные изучению опыта войны в Украине и модернизации армии.

Как сообщали СМИ, россияне в частности рекомендовали приваривать к танку трубу с соляркой, которую в боевой обстановке следовало поджигать, обманывая таким образом систему самонаведения «джавелинов». Причем, есть большие сомнения в том, что сами россияне пользуются подобными ноу-хау. 

Активная защита бронетехники в армии главнокомандующего Лукашенко

И что говорить о беспилотниках, если и белорусская, и российская армия не использует даже широко разрекламированные комплексы активной защиты танков «Арена», «Арена-М», «Афганит» и других, которые вроде бы запущены в серийное производство многие годы назад. Но, кажется, и они тоже существовали лишь только в демонстрационных экземплярах. Вместо них на кадрах из военных телепрограмм мы видим некие кустарные поделки из ящиков и покрышек, толку от которых не больше, чем от ведра с соляркой.

Поэтому-то украинцы довольно спокойно наблюдают за военными инспекциями Александра Лукашенко, рассматривая их, как форму чудачества белорусского диктатора, слегка поехавшего головой на военной теме. Все-таки сначала нужно как минимум вернуть хотя бы утерянные навыки выпуска мопедов, и уж затем лишь браться за БПЛА, рассуждают они.

На данный момент, на мой взгляд, для них существует только одна реальная угроза: как бы в Кремле не додумались иранские дроны маркировать, как белорусские, назвав к примеру «Герань-3». После приколов с «белорусскими креветками» такой вариант уж никак не выглядит фантастическим.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть