Политика

Кадровый пасьянс Лукашенко: интриги и поиск заговорщиков

Кадровые перестановки, происшедшие в государстве за время российской агрессии в Украине, маркируют два основных страха, гложущих сегодня Александра Лукашенко. Это – сомнения в лояльности чиновников (особенно силовиков) в случае втягивания Беларуси в военную авантюру, а также ожидание коллапса экономики в условиях усиливающихся санкций.

В понедельник глава государства осуществил ряд назначений, которые он сам охарактеризовал как «нестандартные». Кадровые перестановки коснулись чиновников разного ранга от руководителя райисполкома до замглавы правительства, дипломатов и руководителей госкорпораций.

Украинский кризис самым благоприятным образом сказался на судьбе Леонида Зайца — бывшего министра сельского хозяйства и продовольствия, отправленного в отставку три года назад после президентского разноса за «обосранных коров». Он занял пустовавшую какое-то время после отставки Александра Субботина должность вице-премьера по вопросам АПК, напутствуемый пожеланием Лукашенко сделать Беларусь «самодостаточной в обеспечении продовольственного рынка и животноводства». Несомненно, сам глава белорусского государства прекрасно понимает, что ставит перед новым вице-премьером нереальную задачу, но он возлагает на Леонида Зайца надежду сродни той, которую Гитлер в последние месяцы войны возлагал на «вундерваффе» – иррациональную веру на чудо, которое переменит ход истории в его пользу.

Такая же невыполнимая задача стоит и перед новым гендиректором ОАО “Белорусская калийная компания” Алексеем Скрагой на фоне кризиса с закупками продукции предприятия традиционными покупателями из Индии, Бразилии и Китая. Вспоминая прошлые заслуги Скраги во главе «Белспецвнештехники», Лукашенко высказал надежду, что «торговля на калийном рынке у вас будет сродни торговле оружием».

Эти назначения хорошо иллюстрируют, какой Лукашенко видит Беларусь: огородившуюся от всего мира «импортнозамещенную» страну с сырьевым экспортом. Типа Албании Энвера Ходжи, только без персональных бункеров для каждого жителя.

На фоне украинской войны перетряхивается дипломатический корпус. Александр Лукашенко сменил консулов в Хошимине и Гонконге – это однозначно следствие недавнего демарша консула Беларуси в Мюнхене Натальи Хвостовой. Напомним, что Хвостова в заявлении об отставке указала, что Беларусь, поставив под угрозу свой суверенитет, более не исходит из принципов равенства государств и неприменения силы, да еще и процитировала слова «людзьмі звацца» из стихотворения Янки Купалы.

Ведомство Владимира Макея традиционно вызывает подозрения в окружении белорусского диктатора, который панически боится возможных контактов дипломатов с белорусской эмиграцией и рассматривает их, как возможных кандидатов в правительство в изгнании. В связи с этим можно ожидать и дальнейших кадровых перестановок в дипломатическом корпусе, где профессионализм сотрудников принесут в жертву личной преданности.

Также Лукашенко в понедельник назначил Михаила Гуриновича начальником Секретариата Совета Республики, а Алесю Абраменко — заместителем министра экономики.

Однако самая интересная рокировка произошла за несколько дней до этого в силовом блоке, где в отставку ушел заместитель командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Хазалбек Атабеков. Кроме вероятного неприятия вступления в Беларуси в войну, никаких других причин для замены его на полковника Сергея Гребенникова нет.

Атабеков запомнился согражданам, как образцово-лояльный режиму офицер, разгонявший и подавлявший любые уличные протесты. Он пребывал под санкциями Евросоюза в 2012-2016 годах за «разгон демонстрации 19 декабря 2010 года в Минске с применением чрезмерной силы», а затем – с 2020 года, как ответственный за кампанию пыток и запугивания несогласных с фальсификацией президентских выборов. Получивший на волне подавления протестов медаль «За безупречную службу I степени» полковник МВД, очевидно стал жертвой брожения в умах силовиков на фоне все более вероятного втягивания государства в войну.

Личный состав репрессивных органов видит для себя в таком развитии событий минимум две серьезные угрозы. Сделавшие, подобно Атабекову, карьеру на разгонах митингов силовики опасаются быть мобилизованными на фронт: большинство офицерского состава уже увидело, во что вооруженные силы Украины превращают целые колонны их коллег Росгвардии.

Командование силовых структур в свою очередь опасается поражения Беларуси в войне и возможного восстания – тем более, что им настроения соотечественников известны, как никому другому.

Если следом за Атабековым мы увидим другие отставки внутри силового блока – это будет четкий сигнал того, что Лукашенко начал серьезную чистку репрессивных органов от потенциальных участников заговора. Что очень опасно для самого диктатора, единственной опорой власти которого сегодня являются именно силовики.

При этом критерии, исходя из которых осуществляются кадровые решения, остаются непонятными. Само по себе украинское происхождение не является поводом для репрессий. Выходцы из Украины – министр природных ресурсов Андрей Худык, министр юстиции Сергей Хоменко, командующий ВВС и ПВО Беларуси Игорь Голуб остаются на своих должностях.

Можно предположить, что топ-чиновники находятся в постоянной разработке белорусских или российских спецслужб, зондирующих их отношение к войне и рекомендующих по результатам кадровые решения.

Но может быть, мы имеем дело с обычными интригами. То, что вопрос личной лояльности превратился в фобию белорусского диктатора, дало импульс подковерным интригам, когда приближенные к главе государства чиновники получили возможность расправиться со своими врагами.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть