Политика

Затягивание удавки: как Лукашенко привел Беларусь к бюджетной зависимости от России

В начале февраля Александр Лукашенко опять посетовал на рост цен. По его убеждению, рыночная экономика Беларуси стала «распущенной», но диктатура может ее «обуздать». Хотя внимательный наблюдатель отметит, что за почти 29 лет пребывания у власти решить эту задачу Лукашенко так и не удалось.

Конечно, корень проблемы в самой несостоятельности лукашенковской экономической модели. Кроме тотального госконтроля и бедности ничего не может продуцировать. Однако к проблемам с ценами добавились еще и сложности другого характера – хронический дефицит бюджета Беларуси. Более того, контроль за этим дефицитом теперь переходит от Минска к Москве.

В Беларуси не первый год дефицитный бюджет. Не будет исключением и 2023-й. Формально на этот год дефицит запланирован на уровне 1,4% от ВВП, что является хорошим показателем. Но это только видимость. Суть же кроется в новой статье доходной части, называемой «безвозмездные поступления». Под этими «поступлениями» несложно распознать прямые бюджетные дотации от Российской Федерации, которые сбалансируют доходы и расходы Беларуси.

В процентах от валового внутреннего продукта «безвозмездные поступления» составляют почти два пункта, в абсолютном выражении – более 5 млрд рублей (более 2 млрд долларов).

Тайны «бесплатного сыра»

Частично в статью «безвозмездных поступлений» заложены трансферты, которые будут поступать как дотации для белорусской нефтеперерабатывающей отрасли. Эту схему в РФ называют «обратными акцизами» и ввели после того, как Москва через так называемы налоговый маневр фактически отказала Беларуси в заниженных ценах на нефть, перейдя к прямому дотированию белорусских НПЗ из российского бюджета. Хотя, по сути, именно ради низких цен на нефть Беларусь когда-то вступала в интеграционные российские объединения – Таможенный союз и Евразийский экономический союз.

Начисление российского «обратного акциза» для белорусской нефтянки, при нынешних ценах на нефть, будут составлять примерно 500-600 млн долларов в год. Но и это не далось Беларуси даром. Взамен за такую услугу Лукашенко пошел на сдачу налогового суверенитета страны. С 1 января 2023 года законодательство в Беларуси и России, которое касается косвенных налогов (НДС и акцизы), должно прийти к одному виду. Поменять эти налоги Беларусь сама с 1 января уже не может.

Что касается остальных 1,5 млрд долларов «безвозмездных поступлений» в белорусский бюджет – это гранты, на которые рассчитывает Лукашенко в 2023 году.

Короткий поводок Москвы

Казалось бы, какая разница, ведь Москва и ранее дотировала режим Лукашенко. Некоторые экономисты оценивают объем предоставленной Россией помощи с 1994 по 2022 года в более 100 млрд долларов. Однако разница есть.

  • Во-первых, если раньше добавленная стоимость все-таки создавалась на территории Беларуси. Сегодня ее нет. В Москве будут решать – дать или не дать деньги для покрытия дефицита бюджета Беларуси. То есть теперь Минск приравниваются к какому-нибудь дотационному региону России, например, Дагестан, Якутия, Камчатский край.
  • Во-вторых, Беларусь лишилась преференций по дешевой нефти в тот момент, когда другие скупают российскую нефть по бросовым ценам, чтобы продать ее в качестве переработанных нефтепродуктов и получить прибыль.

Беларусь сегодня не может, как, например, члены НАТО Турция и Болгария, брать российскую дешевую нефть и перепродавать нефтепродукты, так как диктатор умудрился попасть под санкции вместе с РФ из-за агрессии против Украины и Евросоюза. По сути, Лукашенко сам завел Беларусь в бюджетную зависимость от Москвы и нивелировал экономические выгоды от союзных отношений с РФ.

Словом, Кремль поэтапно укорачивает поводок экономической, финансовой и фискальной свободы Беларуси, помимо традиционно зависимости от энергоносителей. Из-за уязвимости и глупости Лукашенко делает этот процесс легким и дешевым для Москвы.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть