Общество

«Властям важно стереть память о 2020-м. Они хотят тихой дисциплинированной кампании». Все, что нужно знать о выборах-2024 в Беларуси

В Беларуси 25 февраля – впервые в один день – пройдут выборы и в парламент, и в местные советы. После массовых протестов из-за фальсификации выборов 2020 года власти долго откладывали следующую избирательную кампанию. Местные советы должны были избираться еще в 2022 году, парламент – в 2023. Но выборы были назначены лишь на конец февраля 2024-го. Что отличает эту электоральную кампанию от предыдущих и зачем она вообще понадобилась белорусским властям – рассказывает DW.

В стране выбирают 110 депутатов нижней палаты парламента и около 12 тысяч представителей местных советов. Порог явки на выборах отменен – они состоятся при любом количестве избирателей. Тем не менее ЦИК объявил, что за четыре дня досрочного голосования явка составила 33,61%. В первый день явка якобы была на уровне 5,94%, по итогам двух дней — 14,61%, трех — 24,44%.

Независимых наблюдателей на выборах нет, фамилии членов избирательных комиссии засекречены, на одном из репортажных фото государственное информагентство скрыло даже лица кандидатов. А вот действия избирателей, наоборот, по замыслу властей, нужно максимально контролировать – шторок в кабинках для голосования не будет. Бюллетени голосующим фотографировать запрещено.

При этом, режим тщательно готовился в единому дню. МВД провело «тактико-специальное занятие» на одном из избирательных участков, где силовики задерживали «нарушителя, который фотографирует избирательный бюллетень», «дебоширов, которые у здания избирательного участка искусственно создали очередь».

Как отмечает политический аналитик Артем Шрайбман, для власти эти выборы – возможность протестировать систему после серьезного шока (фальсификаций на выборах и продолжительных протестов после них), посмотреть, все ли работает.

«Я думаю, этим объясняется их нервозность, заметная во всем. Несмотря на полную зачистку поляны, кажется, есть переживания о том, как механизм сможет пересобраться после 2020 года», – говорит эксперт.

Он отмечает, что избирательная кампания-2024 проходит в самых жестких условиях, плюрализм власть уже даже не имитирует. Оппозиция и любые альтернативные голоса исключены из всех этапов. Раньше они исключались только из подсчета голосов и из избирательных комиссий. Теперь их нет ни в бюллетенях, ни в агитации на улицах, ни даже среди партий, которые могли номинировать кандидатов.

Артем Шрайбман отмечает: показательно, что впервые в истории парламентских выборов в Беларуси не были приглашены наблюдатели ОБСЕ:

«Даже центральноазиатские диктатуры приглашают к себе этих наблюдателей. Мы становимся в один ряд с Россией, это сознательная сепарация от западного общественного мнения. Мол, нам плевать, что вы думаете, мы больше не собираемся соответствовать стандартам».

Он напоминает, что «традиционно выборы в диктатуре служат цели подтверждения легитимности правящего режима».

«Раз люди приходят на избирательные участки, система эти голоса обрабатывает, значит все работает, как надо. Это подтверждает мандат хотя бы в глазах самой номенклатуры, она видит, что система функционирует, – говорит Артем Шрайбман. – Я думаю, властям важно провести спокойный избирательный цикл после 2020 года, чтобы продемонстрировать всем, что страничка перевернута, что все происходит по их сценарию. Важно стереть память о 2020-м годе. Они хотят от выборов тихой дисциплинированной кампании!».

Однако один важный момент в этих выборах есть: по их итогам в Беларуси будет сформирован новый конституционный орган – Всебелорусское народное собрание (ВНС). Он должен появиться в течение 60 дней после Единого дня голосования – до конца апреля 2024 года. ВНС передадут часть полномочий президента и других органов власти. Скорее всего, возглавит ВНС сам 69-летний Лукашенко, который будет совмещать две должности. В последующем именно Всебелорусское собрание может стать для него запасной площадкой, если им будет принято решение не участвовать больше в президентских выборах, которые должны пройти в 2025-м.

«Я думаю, что с появлением ВНС парламент как таковой станет пятым колесом в этой системе», – считает Артем Шрайбман.

Белорусские демократические силы назвали проходящую кампанию «безвыборами» и будут добиваться их непризнания – и белорусским обществом, и международным сообществом.

По мнению Артема Шрайбмана, демсилам сейчас важно формировать восприятие, что в Беларуси закончились электоральные циклы, что нужно перестать воспринимать ее как страну, в которой каждые пять лет что-то обнуляется.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть