Политика

Украинский опыт для белорусской армии: что Лукашенко хочет скопировать у соседей

На посвященном государственному оборонному заказу совещании в начале мая Александр Лукашенко неожиданно заговорил об эффективности тактики Вооруженных сил Украины, в частности действий малыми группами.

«Военная операция в Украине нас многому научила», – признался тогда глава государства.

С того времени прошло меньше месяца, но уже сейчас видно, что к словам Лукашенко военные отнеслись с должной серьезностью. Уже известно, что для повышения мобильности войск будут закупаться легкобронированные машины «Кайман», также минобороны начало приобретать китайские грузовые дроны, способные выполнять разведывательные задачи. По мнению военного эксперта Егора Лебедько, закупка была продиктована «массовым и умелым использованием украинскими военными квадрокоптеров в боях, засадах, корректировке артиллерийского огня».

При этом в некоторых случаях опыт строительства вооруженных сил Украины перенимается буквально. В последние несколько недель в ряде районов страны проводилась мобилизация и формирование территориальных войск. Только официально сообщалось об их «боевом слаживании» в Брестской, Гродненской областях и под Минском. При этом согласно белорусскому законодательству, территориальные войска являются резервным компонентом Вооруженных Сил и разворачиваются в угрожаемый период или с началом войны.

Конечно, нынешнее формирование территориальных войск можно считать составной частью бесконечного маневрирования белорусских военных, которое помогает Александру Лукашенко создавать для своего российского коллеги видимость подготовки к участию в «спецоперации». Однако тот факт, что эти мероприятия инспектировал лично начальник Генштаба Виктор Гулевич подразумевает и другое объяснение: белорусские военные пытаются воспроизвести отряды территориальной обороны, созданные по украинском образцу. Опыт создания в короткий срок бригад с десятками тысячами добровольцев, которые сыграли историческую роль на некоторых военных участках противостоянию российской агрессии, очевидно, признан военным руководством страны успешным и достойным внедрения в Беларуси.

Кроме того, в конце мая были внесены поправки и в законы, касающиеся деятельности внутренних войск МВД Республики Беларусь. Официально сообщалось, что они «скорректировали сферу использования войск и условия применения военнослужащими оружия и боевой техники». По факту же внутренние войска, выполнявшие ранее чисто карательные функции, становятся более похожи на регулярные армейские части.

Согласно новому законодательству, ВВ теперь могут привлекаться к охране государственной границы и к территориальной обороне. Более того: при возникновении обстоятельств, представляющих угрозу безопасности граждан, деятельности организаций и общественному порядку, а также в интересах обороны Республики Беларусь внутренние войска могут привлекаться к выполнению «других задач», предусмотренных законодательством. Для чего военнослужащим ВВ МВД РБ предоставляется право на ношение и применение оружия и боевой техники, изучение обстановки в районах выполнения задач, в том числе с использованием технических средств.

Украинские корни реформы очевидны: образцом, по которому переформатируются внутренние войска Беларуси служит национальная гвардия Украины. Нацгвардии Украины, тоже созданной в свое время на базе войск МВД, в 2014 году были переданы функции по обеспечению государственной безопасности и защиты государственной границы, пресечению террористической деятельности, деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований. За последние восемь лет части нацгвардии превратились в полноценные боевые подразделения, сдерживающие российское наступление на востоке страны, при этом сохраняя подчиненность министерству внутренних дел Украины и выполняя свои основные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в тылу.

Надо полагать, идея создания собственной нацгвардии и теробороны «как в Украине» выглядит очень заманчиво в глазах руководства страны. Однако на самом деле механическое копирование украинского опыта вряд ли возможно в нынешней Беларуси. Украинская территориальная оборона фактически является частью широкого и хорошо мотивированного волонтерского движения в этой стране – трудно представить появление такого рода народного ополчения в поддержку нынешнего руководства Беларуси.

В свою очередь боевые части украинской национальной гвардии в основном были сформированы на базе добровольческих батальонов, ушедших на фронт прямо с киевского майдана, а в формальное подчинение МВД они попали когда украинские власти взялись за легализацию неподконтрольных на то время боевых подразделений. Вряд ли такого же уровня боеспособности можно достичь, просто направив солдат внутренних войск на усиление границы.

Не учитывая особенностей, все попытки механически переносить украинский опыт на белорусский грунт напоминают известную басню «Мартышка и очки» и, скорее всего, не приведут к ожидаемым результатам.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть