Политика

Уйдет ли «Вагнер» в Беларусь: Лукашенко боится Пригожина больше, чем Путина

Сообщение кремлевского пресс-секретаря Дмитрия Пескова о том, что глава ЧВК «Вагнера» Евгений Пригожин «уйдет в Беларусь», оставило вместе с тем очень много вопросов. Что подразумевается под словом «уйдет»? Пригожин – это же все-таки не лось, ему для пересечения границы нужно пройти некоторые процедуры.

Какой его статус будет в Беларуси: как у обычного россиянина с ВНЖ, или как у интернированного комбатанта? Есть ли у него какие-то гарантии на случай, если российская прокуратура вновь возбудит против него уголовное дело за государственный переворот, или же его запакуют и выдадут в течение суток, как это было, например, с осужденным за антивоенную позицию Алексеем Москалевым?

И, конечно, очень важен вопрос: а Пригожин отправиться в Республику Беларусь сам, или со всеми своими боевиками, отказавшимися подписать контракт с российским Министерством обороны? Потому что такой сценарий явно не уменьшит социальную напряженность в белорусском обществе и при этом он – что самое неприятное – не является совсем уж невозможным.

  • Не лишенной логики выглядит версия, что в Москве нашли таким образом способ почти что легально переместить несколько тысяч наемников к северной границе Украины. С другой стороны, можно возразить, что Путин и Лукашенко настолько часто плевали на международное мнение, что сейчас могли бы перебросить отряд наемников и без какого-либо обоснования. И уж, тем более, не создавая для этого многотысячную милитарную массовку в нескольких областных центрах с танками и сбитыми самолетами.

Тем более сегодня более вероятной версией странного российского «переворота-однодневки» выглядит следующая: как внезапный рывок, так и внезапный отскок Евгения Пригожина стал результатом договоренностей внутри пресловутых «кремлевских башен». Лукашенко не имел к ним никакого отношения. И чуть ли не последним узнал о том, что оказался неким «посредником», когда Владимиру Путину понадобилось на коленке придумать для общественности какое-то правдоподобное объяснение происходящему.

Поэтому, если на какое-то время Пригожин и окажется в Беларуси, то точно ненадолго и без своих головорезов. Лукашенко все-таки не настолько дурак, чтобы не понимать: дикая пригожинская дивизия, будучи расквартированной в Беларуси, с такой же вероятностью может отправиться в «справедливый марш» на Минск, подобный проведенному недавно на Москву.

Подобные перемещения вообще характерны для наемников во всех странах, во все эпохи. Например, в мае такой марш на столицу Судана совершили иррегулярные «Силы оперативной поддержки», созданные на базе наемников из организации «Джанджавид» (вполне возможно, что в походе на Москву Пригожин использовал и суданский опыт, так как Судан – страна, давно находящаяся в сфере его бизнес-интересов).

А так как в Беларуси расстояния поменьше российских, бунтари могут занять столицу раньше, чем с ними удастся начать переговоры. Очевидно, именно из этих соображений исходили белорусские власти и в 2020 году, когда три десятка боевиков российской частной военной компании было поймано в Минске и окрестностях и после длительного задержания отправлено обратно в Россию.

После этого инцидента между Пригожиным и Лукашенко было достигнуто соглашение о нейтралитете: «Вагнер» не размещал в РБ свои подразделения и не проводил вербовки боевиков на территории Беларусь. Хотя белорусские власти закрывали глаза на то, что граждан страны вербуют в отряды наемников за ее пределами и что солдаты ЧВК привлекаются к обучению белорусских спецназовцев, в том числе – охранной кампании «ГардСервис», которая под кураторством Виктора Шеймана позиционируется, как «белорусский “Вагнер”».

  • А может быть, нога Пригожина и вообще не ступит в Беларусь, и что весь этот «уход» — не более, чем мистификация. Ее, возможно, наскоро придумали, исходя из того, что проверить наличие командира «Вагнера» в Беларуси труднее, чем где-либо еще. В конце концов, правители двух стран имеют немалый опыт «перемещения» в Беларусь российской атомной бомбы. Совместными их усилиями создана иллюзия наличия российского ядерного оружия на белорусской земле – даже при полном отсутствии независимых подтверждений этому.

Кстати, где находится их командир, затрудняются ответить и в самой ЧВК «Вагнера». «Он передает всем привет и ответит на вопросы, когда будет на нормальной связи», — заявляли в воскресение RTVI в пресс-службе Пригожина.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть