Экономика

«С какой стороны ни посмотри — только негативные последствия»: Экспертка – о «предпринимательском» законе

Закон по вопросам предпринимательской деятельности, подписанный на днях Александром Лукашенко, сильно «проредит» ряды белорусских предпринимателей. Документ оставляет две категории, которые могут заниматься бизнесом: физические лица  и юридические. Окончательно виды деятельности, которыми можно будет заниматься как ИП, будут определены до 1 июля — всем остальным придется либо закрыться, либо перейти в юрлицо. Министр экономики Юрий Чеботарь уверяет, что никакой трагедии нет, а документ лишь «создает дополнительные условия для масштабирования малого бизнеса». 

О том, есть ли помимо негативных сторон в законе что-то полезное для белорусской экономики, и каковы перспективы дальнейшего «урегулирования» предпринимательской деятельности, поделилась мнением экономист Алиса Рыжиченко.

«Пользы в данном законе никакой нет. А то, что говорят чиновники, мол, мы примем меры для того, чтобы в Беларуси увеличилось количество юридических фирм — исключительно популистский ход. Потому что, увы, перерегистрироваться из ИП в юридическое лицо далеко не все имеют возможность: это издержки, которые в 3-5 раз превышают издержки индивидуального предпринимателя, вне зависимости от того, какой деятельностью он занимается. Это касается и налогов, и страховых и пенсионных отчислений, и издержек на аренду офиса, на наемный персонал в виде бухгалтеров и других сотрудников. И, конечно, никакого преимущества предприниматели не получают», – говорит экспертка.

Алиса Рыжиченко констатирует, очень многие «ипэшники» не спешат воспользоваться «шансом», якобы подаренным чиновниками, и перерегистрироваться в юрлицо, а просто-напросто закрываются из-за невозможности продолжать работу.

«В первую очередь это негативно скажется на регионах, — обрисовывает дальнейшие перспективы экономист. — Ведь во многих районах ИП не только что создают рабочие места, и сами работают, еще и являются основными налогоплательщикам. Если мы возьмем некоторые регионы Беларуси, где отсутствуют государственные или сетевые магазины, потому что крупному бизнесу невыгодно идти в небольшие населенные пункты, то единственные, кто там работает в сфере розничной торговли, в сфере услуг — это ИП».

Впрочем, продолжает Алиса Рыжиченко, стоит попробовать взглянуть на ситуацию глазами чиновников. Им-то как раз может быть выгоден новый закон о предпринимательской деятельности, и вот почему.

«Те ИП, кто будет вынужден закрыться, пойдут на рынок труда — и, возможно, власти рассчитывают с их помощью закрыть огромный дефицит кадров, который сложился на сегодня в Беларуси. Но, как известно, сейчас устроиться на работу на госпредприятие невозможно без характеристики. А, как правило, индивидуальные предприниматели — люди свободомыслящие, финансово самостоятельные, независимые в своих политических взглядах. И такие люди, скорее всего, просто не подойдут на те должности и вакансии, которые им предлагаются — особенно в регионах. Как следствие, у нас будет расти безработица на фоне огромного дефицита кадров», – считает экспертка.

Алиса Рыжиченко резюмирует, что все действия, направленные против развития частного бизнеса, так или иначе приводят к росту безработицы в регионах, к сокращению налоговых поступлений и, естественно, к ухудшению бизнес-климата. Так, что с какой стороны ни посмотри — применение такого закона может вызвать только негативные последствия.

Экспертка напомнила, что в 2023 году отток индивидуального предпринимательства составил более 10 тысяч персон, но при этом количество юрлиц увеличилось только на 4 тысячи.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть