Политика

«Режим в Беларуси напоминает султанат». ВНС нужен Лукашенко, чтобы пережить старость

О том, что стоит за избранием Лукашенко председателем Всебелорусского народного собрания, почему это не решит фундаментальных политических проблем режима, в интервью «БелНовости» рассказал экс-политзаключенный, сопредседатель партии Белорусская христианская демократия (БХД) Виталий Рымашевский.

  • Александра Лукашенко избрали председателем VII Всебелорусского народного собрания. Что это означает и какие последствия будет иметь?

 ВНС — это очередной этап эрозии демократии в нашей стране. Я бы даже сказал, что демократии по факту и не было, но ранее были демократические атрибуты: Конституция, выборы, формальное разделение власти. Сейчас происходит их выветривание.

Раньше ВНС играл роль консультационного органа, где Лукашенко имел дополнительную трибуну для вещания. Сейчас для власти Лукашенко этого мало. ВНС увеличили полномочия, например, оно может отменять результаты выборов.

  • Какой в этом смысл для Лукашенко?

Для Лукашенко это еще один рычаг контроля за революцией в Беларуси. Потому что 2020 год показал Лукашенко очень ограниченную поддержку. Даже в силовых структурах и власти есть люди, не поддерживающие его. Есть только прикормленные боевики, которые являются силовой опорой для подавления белорусов. Это все.

Лукашенко понимает, что стареет, у него проблемы со здоровьем. Может сложиться ситуация, что он не сможет регулярно выступать перед людьми, и нужно думать о преемственности власти. На этот случай он приберегает ВНС, где должность председателя не требует большой публичной активности. А если приемник или ставленник на должности президента поведет себя не должным образом, ВНС может снять его.

Ведь с 2020 года ничего не изменилось — люди не поддерживают Лукашенко. Он знает и боится этого. Боится не плохих результатов на выборах, а самих выборов как факта. У него паника.

  • ВНС решит эти проблемы?

Фундаментальных проблем ВНС не решит. Эрозия власти, экономическая стагнация все равно приведут к изменениям. Все бутафорские структуры Лукашенко посыплются, как домино.

  • Поиск приемника и методика его продвижения — это какой-то китайский или российский вариант?

Есть еще один вариант, северокорейский. Думаю, что Лукашенко рассматривает разные сценарии. У него растет сын Николай, можно передать ему власть по наследству, как в азиатских постсоветских республиках.

Китайский вариант вряд ли возможен в Беларуси, потому что в КНР есть партия власти, оформленная в политическую силу. В Беларуси такого и близко нет. Лукашенко построил персоналистский авторитарный режим, который напоминает скорее султанат — есть правитель и есть приближенные дворцовые бизнесмены с чиновниками.

  • Все на одной персоне?

Да, такая власть может дестабилизироваться при уходе главной персоны, которая является единственным политиком в стране. Других политиков нет! На горизонте никого. Был Владимир Макей, но его, вероятно, устранили спецслужбы. Он представлял двухвекторный тип политики Беларуси и мог быть компромиссной фигурой в переходной период. Кремль понимал это. Сейчас и близко нет таких кандидатур.

 Есть еще российский вариант продления власти, когда на место диктатора приходит бесхребетное существо, типа Дмитрия Медведева, а потом его куда-то задвигают. По такому сценарию нужен ноунейм, чтобы реальная власть оставалась у теневых структур Лукашенко.

  • Что может быть в 2025 году в условиях такого прессинга?

Если Беларусь не будет втянута в войну против Украины, Лукашенко будет переизбираться. Менее вероятно, что выборы перенесут.

Угрозой для Лукашенко остается давления Кремля. В этом многое будет определять развитие событий на фронте, позиция Запада, результаты выборов в США. Все это будет влиять на Беларусь.

  • Как бы Вы оценили стратегию Запада относительно Беларуси?

Стратегия Запада не очень эффективна ни по Беларуси, ни по Украине. Иногда она способствует гибридной оккупации Беларуси со стороны Москвы. По разным причинам на Западе отдельные политики раскручивают кремлевский нарратив, что белорусы — это русские, им нужно закрыть границы. В Литве некоторые чиновники повторяют этот нарратив. Это помогает Лукашенко и Путину.

Сегодня только в Польше проживает более 300 тысяч белорусов. На родине у них остались родственники, с ними поддерживается общение, что сводит на нет действие российской пропаганды. Русские это понимают. Фонд Россотрудничества «Русский дом» открыл в Беларуси уже три филиала: Могилев, Гродно и Гомель. Они промывают мозги молодежи через культуру и историю. Ответом может быть коммуникация с Европой.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть