Общество

Рабский труд. Как в Беларуси «воспитывают» политзаключенных

В Беларуси все заключенные, в том числе «политические», обязаны работать. О том, в каких условиях работают в местах лишения свободы, отличаются ли они для “политических”, какую продукцию производят, публикует в своем расследовании Deutsche Welle.

Международное общество прав человека IGFM в мае опубликовало заявление, в котором резко осудило условия работы в местах лишения свободы в Беларуси. Правозащитники называют их «рабскими» и подчеркивают, что заключенных принуждают к тяжелым низкооплачиваемым работам в опасных условиях.

“Условия труда, действительно, рабские. Рабочие места не оборудованы, кроме того, что там стоит швейная машина. Сидение – простая деревянная табуретка. Обувь, которую должны выдавать швеям по условиям охраны труда, получают единицы. Чистого рабочего времени – по 6 часов в день, перерыв два раза на 5-10 минут, в 12 часов обед. Часто работают в выходные, если нужно быстро отправить заказ”, – рассказывает бывшая политзаключенная Наталья Херше, которая отбывала наказание в гомельской женской колонии за участие в марше протеста в Минске.

По закону, все заключенные обязаны работать во время отбывания наказания — как в колониях (ИК), так и исправительных учреждениях открытого типа, на так называемой «химии». Отказаться от работы нельзя, иначе грозит дисциплинарное взыскание вплоть до увеличения срока лишения свободы.

40 часов в неделю оплачиваемого труда, помимо неоплачиваемых работ по благоустройству или уборке территории, отсутствие трудового договора, высокие нормы выработки и зарплата от нескольких копеек до нескольких десятков рублей в месяц — такова жизнь заключенных в тюрьмах нашей страны.

Узнать из официальных источников, в каких условиях трудятся осужденные, невозможно.

“Все, что касается пенитенциарных учреждений в Беларуси, – закрытая информация”, – отмечает юрист Павел Сапелко.

Нельзя рассчитывать и на общественные наблюдательные комиссии – с 2020 года они практически не работают, кроме того, в них нет представителей правозащитных организаций. Сведения просачиваются либо от самих заключенных, либо от тех, кто выходит на волю.

Работы, на которые распределяют отбывающих наказание по политическим мотивам, порой становятся отдельным способом давления. У центра “Весна” есть примеры, когда таких заключенных отправляли на тяжелое производство, – в частности, распиливать мокрые бревна, вручную очищать кабель от изоляции для сдачи на цветные металлы или вытаскивать металлический корд из бракованных колес.

Кроме того, администрация может демонстративно заставлять его выполнять работы, которые в криминальной субкультуре связаны с низкой социальной категорией, – скажем, чистка туалета. Если человек переходит в “низшую касту”, то он может подвергаться разного рода унижению и насилию, объясняет юрист.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть