Общество

Отсиди и заплати. Как режим Лукашенко зарабатывает на политзаключенных

В Беларуси денежное «наказания» от государства – это обычно штраф, компенсация морального вреда, ущерба или дохода, «полученного преступным путем». Кроме того, осужденный возмещает судебные издержки, оплачивает работу экспертов и адвоката, если тот был назначен государством, рассказывает DW.

В прошлом году общая сумма ущерба, которую должны были выплатить осужденные, была около 45 млн долларов. Председатель Следственного комитета (СК) Беларуси Дмитрий Гора предлагает активнее использовать заочные суды с последующей конфискацией имущества.

Юрист правозащитного центра «Вясна» Павел Сапелко называет произволом взыскание ущерба за право граждан участвовать в мирных собраниях – обычно их признают виновными в нарушении статьи «организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них».  

Правозащитники проанализировали суммы, которые требуют в качестве компенсации морального вреда силовики и чиновники, признанные потерпевшими по делам о негативных комментариях в интернете.

«Как показывает практика, эти суммы многократно выше, чем в аналогичных исках, где фигурируют рядовые граждане, не связанные с властями, – констатирует Павел Сапелко. – Кроме того, так называемые потерпевшие даже не являются на суд. В чем выразились их страдания, часто непонятно, поскольку гособвинитель не предоставляет исчерпывающее обоснование».

Силовики заявляют иски на суммы от 1 до 5 тысяч рублей. Так, бывший пресс-секретарь МВД Ольга Чемоданова получила 8 тысяч рублей: первый раз негативный комментарий в Сети причинил ей моральный ущерб, компенсация за который составила 5 тысяч рублей, второй раз – 3 тысячи.

Анализ приговоров на сайте Верховного суда показывает, что за оскорбление по бытовым спорам компенсация морального ущерба находится в пределах 500-1000 рублей.

Бывший политзаключенный, которые освободился в 2022 году, рассказал, что следователи настаивают, чтобы ущерб был возмещен еще до суда – обещают и свидание с родственниками, и смягчение наказания, что на практике часто не исполняется.

«В колонии на стенде висит список, в котором по каждому заключенному прописано, какой у него долг. Самые крупные суммы – у коррупционеров, – поясняет собеседник. – Если не возместил ущерб, деньги каждый месяц списывают со счета, куда поступает зарплата и помощь от родственников. Должники не могут выйти на свободу раньше срока. Для многих это стимул возместить ущерб, но для политзаключенных это не имеет значения, ведь по амнистии никого так и не выпустили».

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть