В мире

«Не летят туда самолеты…»: Российская авиация под санкциями как стратегическое поражение Кремля

После полномасштабного вторжения в Украину Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций — 12 различных пакетов. Еще перед войной российские пропагандисты готовили общественное мнение к тому, что санкции принесут пользу экономике РФ, стимулируя собственное производство и «импортозамещение». Однако реальность оказалась обратной. Яркий пример — авиация. В прошлом году в РФ зафиксировано 74 случая поломок пассажирских лайнеров, против 36 подобных случаев годом ранее. Летать российскими самолетами стало в два раза опаснее.

По статистике, наиболее часто выходят из строя двигатели российских самолетов (30% поломок) и шасси (25%). Также страдают важные элементы гидросистем, закрылков и электронное программное обеспечение. Кремль был вынужден потратить на поддержку авиационной отрасли 12 млрд долларов за год.

Российские власти более не могут скрывать масштабы кризиса в авиации.

 СМИ сообщают, что министр транспорта РФ доложил о неспособности российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) производить новые самолеты МС-21 и SJ-100 в ближайшие два года. Без западных комплектующих задача может быть выполнена «в лучшем случае во второй половине 2026-го». Сорваны сертификационные испытания воздушных судов — исполнители не прислали Авиареестру ни одного из сотен необходимых документов. Председатель агентства Росавиация Дмитрий Ядров вообще сомневается в способности ОАК производить вышеупомянутые типы самолетов. Таким образом анонсированная Путиным цель «построить тысячу самолетов до 2030 года» является утопической.

На этом фоне вызывают удивление обещания Минска наладить выпуск российско-белорусского самолета на «558-ом авиационном ремонтном заводе» в Барановичах. Об этом, в частности, заявлял Александр Лукашенко на встрече с губернатором Ульяновской области Алексеем Русских в октябре прошлого года.

Вице-премьер Совмина РБ Петр Пархомчик озвучил еще более фантастические планы.

«Мы должны к 2026 году произвести первых два самолета (речь о небольшом «пригородном» 19-местном судне — Ред). Очень важно, что мы уже сегодня имеем твердый заказ — минимальное количество самолетов, которые мы должны будем произвести до 2030 года. Это 85-100 штук. Если мы будем успешно выполнять поставленные задачи, их может быть и больше», — сказал Пархомчик месяц тому назад.

Проект, судя по словам чиновника, требует значительных инвестиций. Предстоит построить 20 тыс. кв. м дополнительных производственных площадей и закупить около 100 единиц сложного оборудования, отметил он.

Пока белорусские власти рисуют «потемкинские деревни» авиастроения, россияне лихорадочно ищут пути обхода санкций для поддержания авиапарка.

«Серый импорт» обеспечивается с помощью завоза запрещенных товаров из стран-союзниц. Особенно заметна роль Армении и Китая. С началом российско-украинской войны Ереван в четыре раза увеличил импорт электроники и высокотехнологичных товаров из ЕС, констатирует главный экономист Института международных финансов (IIF) Робин Брукс. С другой стороны, китайский экспорт в Армению вырос вдвое. Не трудно догадаться, что специфические товары направляются через Армению в подсанкционную Россию.

В среду, 21 февраля, Европейский Союз согласовал новый 13-й пакет санкций. Его называют одним из самых объемных, сообщает DW. Цель —  предотвратить обход санкций третьими странами и компаниями, в частности из Китая и Турции. Конечно, эти ограничения коснуться российской авиационной отрасли.

По сути, самолетостроение России лежит в руинах. За один год российская гражданская авиация стала вдвое опаснее для жизни пассажиров. Технологическая отсталость оказалась ахиллесовой пятой России. К сожалению, в ее фарватере двигается и ослабленная диктаторским режимом Беларусь.

Андрей САХНЕВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть