Политика

Дружба автократий. Почему Азербайджан не поддержал «белорусский пункт» саммита «Восточного партнерства»

Несмотря на нарастающую изоляцию Минска, Азербайджан всегда оставался приверженцем тесных отношений с Беларусью. Доказательством тому служит недавняя совместная декларация, которая была принята на VI саммите «Восточного партнерства» Европейского Союза. Азербайджан не присоединился к параграфу 11 документа, который касался внутриполитической ситуации в Беларуси.

Таким образом Баку «ещё раз продемонстрировал, что для него уважение суверенитета стран, невмешательство в их внутренние дела — красная линия. Азербайджан не приемлет политизированный подход к правам человека, гуманитарным вопросам и двойным стандартам», отметили азербайджанские СМИ.

Сперва выясним суть «Восточного партнерства» Евросоюза (ВП). Данная программа запущена ЕС в 2009 году для развития регионального сотрудничества с шестью постсоветскими странами: Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. У каждой из стран своя история отношений с Брюсселем.

Общее прошлое, разные цели

Для Евросоюза ВП — часть политики соседства, не предусматривающей перспективы членства в ЕС, что точно не устраивает Украину, которая об этом открыто заявляет. На данный момент Грузия, Молдова и Украина имеют подписанные соглашения об ассоциации с ЕС. Они пользуются безвизовым режимом и декларируют своей целью вступление в Евросоюз. Более того, в мае 2021 года в Киеве Грузия, Молдова и Украина создали совместный формат для сотрудничества — Ассоциированное трио.

Совсем иная картина с другой тройкой стран — Азербайджаном, Арменией, Беларусью. Во-первых, эти государства официально исключают для себя возможность вступления в Евросоюз, что, собственно, вполне устраивает Брюссель. Во-вторых, если Киев, Тбилиси и Кишинев активно координируют свои действия и выступают единым фронтом для достижения членства в ЕС, то между Азербайджаном и Арменией осенью прошлого года вообще произошла полномасштабная война. Поэтому говорить о каком-либо плодотворном сотрудничестве здесь не приходится, военные двух стран до сих пор периодически стреляют друг в друга.

Правда, пользуясь саммитом ВС, Брюссель выступил посредником в переговорах между президентом Азербайджана и премьер-министром Армении. В результате Ильхам Алиев и Никол Пашинян, к примеру, согласились предпринять шаги, необходимые для определения границ между странами.

Место Беларуси вакантно

В-третьих, связи между Минском и Брюсселем в рамках «Восточного партнерства» фактически прерваны. В июне этого года после принятия «четвертого пакета» санкций ЕС в отношении Беларуси, Минск приостановил свое участие в инициативе ВС. Произошло это, напомним, после президентских выборов в Беларуси (август 2020 года), которые не были признаны Европейским Союзом.

Запад до сих пор официально считает Лукашенко незаконно избранным, самопровозглашенным президентом Республики Беларусь, и обвиняет его режим в фальсификациях голосования и насильственном подавлении массовых протестов.

Более того, в связи с искусственным миграционным кризисом в последнее время, направленным против членов ЕС и НАТО – Польши, Литвы и Латвии, в отношении Беларуси, в начале декабря со стороны западных стран был введен «пятый пакет» санкций.

В результате на последний саммит «Восточного партнерства» Минск вообще не пригласили. При этом, на заседании показательно подготовили пустое кресло и официальный флаг страны.

Баку — Минск: декларация с оговорками

Теперь возвращаемся к белорусско-азербайджанским отношениям. После решения Баку не поддерживать «белорусский пункт» в совместной декларации саммита «Восточного партнерства» (15 декабря 2021 года), произошел телефонный разговор между министрами иностранных дел Азербайджана и Беларуси.

Джейхун Байрамов и Владимир Макей обменялись мнениями по актуальным вопросам повестки двустороннего сотрудничества, обсудили перспективы развития взаимодействия между Баку и Минском. Также глава белорусской дипломатии поблагодарил азербайджанскую сторону за её «базирующийся на международном праве конструктивный подход к связанному с Беларусью параграфу совместной декларации».

Детальнее позицию Азербайджана разъяснила руководитель пресс-службы внешнеполитического ведомства республики Лейла Абдуллаева.

«Азербайджан всегда был против создания программы «Восточного партнёрства» в конфронтационном контексте. Этот принцип отражен в совместной декларации. Отмечается, что «Восточное партнерство» основано на конструктивном сотрудничестве и не направлено против кого-либо. Позиция нашей страны заключается в том, что государства-члены ЕС и страны-партнеры не должны вносить вызовы и трудности в своих отношениях с третьими странами в программу «Восточного партнерства». Из-за несоответствия взглядов, выраженных в совместной декларации по Беларуси, принципам азербайджанской внешней политики, Азербайджан принял совместную декларацию со своими оговорками», – отметила Лейла Абдуллаева.

Политические и экономические выгоды

Чем можно объяснить позицию Баку на саммите и в целом дружеские отношения Азербайджана и Беларуси, несмотря на все перепетии вокруг?

Следует понимать, что Азербайджан и Беларусь после распада Советского Союза, имеют достаточно схожую политическую историю. В этих странах власть фактически не сменяется: в Азербайджане правит клан Алиевых, в Беларуси – Лукашенко. В политологии подобные режимы принято называть авторитарными, хотя часть экспертов характеризует их как диктаторские. Запад часто критикует власти в Азербайджане и Беларуси за нарушения, связанные со свободой слова, правами человека, демократическими выборами и т.д.

Также следует учитывать, что между двумя странами, особенно за последние 15 лет, сложились достаточно сильные взаимовыгодные экономические отношения, включая военное сотрудничество.

Кроме этого, связывает Азербайджан и Беларусь дружба с Россией. В отношениях Минска и Москвы – все понятно, здесь реализуется так называемое союзное государство двух стран, правда, с существующей угрозой постепенного поглощения Беларуси Россией. А вот отношения Баку и Москвы также можно назвать близкими, несмотря на то, что Россия традиционно поддерживает союзника по ОДКБ Армению.

То есть, логика Азербайджана в отношениях с Беларусью объяснима – она продиктована политическими и экономическими выгодами для страны.

Также характерным является то, что Азербайджан в этом году председательствует в организации под названием Движение неприсоединение.

Выбор перспективы

С Беларусью все гораздо сложнее: нынешнему политическому режиму не просто выгодно, а жизненно важно дружить с Азербайджаном, исходя из отсутствия у Минска особых возможностей для геополитического маневра. И в эту ловушку загнал себя, прежде всего, сам Лукашенко. На Запад путь ему фактически уже перекрыт (хотя всё возможно). Остается опасный союз с Россией и поиски дружбы со странами в юго-восточном направлении (Турция, Китай, Иран, Индия…). При всем уважении к азербайджанцам, этот народ больше привык к авторитарной власти, чего не скажешь о белорусах.

Проблема Лукашенко состоит в том, что невозможно при помощи насилия бесконечно держать собственный народ в консервной банке, когда сотни тысяч белорусов хотят соблюдения прав и сменяемости власти, что доказали прошлогодние события. Рано или поздно ситуация может выйти из-под контроля, что приведет к трагедии в регионе. Чем раньше это поймут власти, тем лучше для них самих. Ведь свободная страна имеет намного больше перспектив для развития и процветания.

Дима ДЕМИР

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть