Политика

Белорусский «большой скачок»: зачем чиновники дают обещания, которые не способны выполнить

Белорусы в большинстве своем уже привыкли к завиральным обещаниям властей сделать что-то такое, что сразу поставит Беларусь в ряд самых технологичных стран мира. В разное время нам были обещаны отечественный ноутбук, электромобиль и даже чудо-вакцина, разработка которой все никак не завершится. Однако даже эти обещания, теоретически, могли быть достижимы — если бы их реализация была доверена не бюрократам, а профессионалам, и если бы ведущие специалисты не бежали из страны.

На прошлой неделе чиновники снова сделали два заявления, которые выходят за рамками возможного. Посол Беларуси в РФ Дмитрий Крутой вновь заговорил о развитии белорусского судостроения: как внутренними водами России корабли с белорусскими товарами поплывут в Балтику и Иран… По его словам, соответствующее соглашение давно подписано в рамках «союзных программ». Вопрос за малым: насколько оно выполнимо?

«Я называю его “спящим”, — говорит Крутой и добавляет. — Российские регионы приглашают нас обзавестись своим флотом, воспользоваться внутренними речными маршрутами с выходом на коридор “Север-Юг”. Это приоритетная тема, которую мы сейчас отрабатываем в том числе и с Нижним Новгородом».

Идея ответить на западные санкции речными перевозками по России озвучивается не впервые. Еще в июле Крутой обещал зарабатывать «миллиарды рублей» на обслуживании российских водных путей, признавая при этом, что «работа продвигается медленно». Не удивительно: не имея ни судостроительной индустрии, ни даже связности с речными путями соседней страны, о «миллиардах» говорить не приходится. Перед нами — один из маниловских планов, на подобии размещения в Крыму белорусского торгового флота.

Вторым совершенно нереалистичным заявлением, сделанным на прошлой неделе, было обещание министра транспорта Алексея Ляхновича начать закупать российские пассажирские самолеты. С подобными заявлениями ранее выступал и гендиректор «Белавиа» Игорь Чергинец: «Готовим соглашения по приобретению самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet New. Ждем, когда Российская Федерация произведет эти самолеты». Ждать, видимо, придется долго. Потому что нет свидетельств, что соседняя страна сможет возобновить выпуск самолетов в обозримом будущем.

Стоит напомнить, что из-за санкций российский авиапром в первом полугодии 2023-го смог собрать только два самолета Sukhoi Superjet New, и ни одного МС-21 (для сравнения: в 2022-ом — 10 SuperJet-100, два Ил-76 и ни одного МС-21). Но даже эти два самолета не переданы авиакомпаниям из-за проблем с испытанием «импортозамещенного» двигателя ПД-8.

По сути, самолетостроение России лежит в руинах. При этом «Коммерсантъ» оценивает стоимость нового лайнера МС-21 в 4,3–4,6 млрд рублей, а некоторые собеседники издания заключают, что Россия сконструировала едва ли не самое дорогое в мире воздушное судно своего класса.

Если вспомнить историю любимого Александром Лукашенко Китая, нетрудно заметить аналогии с пропагандой времен «большого скачка» 1950-х. Когда клика Мао Цзедуна прикрывала свою некомпетентность щедрыми обещаниями процветания в будущем: «три года упорного труда — десять тысяч лет счастья». Если не способен улучшить жизнь людей сегодня, их воображение нужно поразить какими-то перспективами, вроде белорусских морских караванов. Диктаторы знали эту истину и до появления Александра Лукашенко. Как говорили во времена Ходжи Насреддина, не переживай по поводу обещания: к назначенному дню умрет или шах, или ишак.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть