Общество

Все блогеры станут «ипэшниками», а отметка кафе в инсте — теперь реклама? Что в новом законе

Теперь все блогеры в Беларуси, которые зарабатывают рекламой, должны состоять в реестре. Соответствующий закон, опубликованный в январе, вступил в силу. Что будет с налогами, нужно ли любому блогеру открывать ИП и зачем нужен реестр — разбиралась «Медиазона».

  • Реестр

Реестр рекламораспространителей существует с февраля 2022 года — туда включили СМИ, издательства, рекламные компании и т.д. Курирует его Министерство антимонопольного регулирования (МАРТ). С июля там появились данные блогеров, которые занимаются рекламой.

Юристка Мария Колесова-Гудилина считает, что это сделано для упрощения работы сотрудников МАРТ: в одном месте будут собраны все блогеры, за деятельностью которых следует наблюдать.

«В Беларуси сильно развит инстаграм-блоггинг. Попытка взять под контроль блогеров объяснима: власть увидела, какие возможности заработка через блог существуют у людей и, наверное, блогеры теперь будут под колпаком — особенно те, кто постит много рекламы», – говорит экспертка.

  • Блогер = предприниматель?

Юристка считает, что большинство крупных блогеров в Беларуси и так являются индивидуальными предпринимателями. Теперь, чтобы их рекламная деятельность была законной им нужно зарегистрироваться в реестре.

  • А если блог — просто подработка?

Если реклама в блоге появляется не часто, можно обойтись без регистрации ИП. Подать свои данные в реестр может также физлицо и уплачивать подоходный налог 13%. Это касается случаев, если рекламные интеграции случаются нерегулярно и блог — не основной источник дохода.

Адвокатка Юлия Куцер считает, что «если блогер размещает рекламу на постоянной основе, то такая деятельность может быть признана предпринимательской. В таком случае необходима регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица».

  • Если сделать отметку любимого кафе в инстаграм, это могут посчитать рекламой?

Колесова-Гудилина говорит, что если нет договора, то это не может считаться рекламой. Если МАРТ заподозрит блогера в скрытой рекламе, они должны запросить информацию, например, у кафе, которое он рекламирует. Если никаких соглашений и договоров нет, то это не реклама. Также не стоит забывать о контрольных закупках от сотрудников налоговой.

Также блогеры могут собирать донаты и пожертвования у себя в блоге. Если эта сумма не превышает за год 7521 рубль — платить налоги не нужно. Все, что получено свыше облагается подоходным налогом в 13%. Эти поступления нужно будет указать в декларации и подать ее в налоговую. Продажа доступа к контенту — «пришлем вам гайд за донат» — тоже является продажей и способом получения дохода, облагаемого налогом.

  • Гивы у блогеров — тоже реклама

«Согласно нормам закона «О рекламе», рекламная игра — деятельность организаций или ИП, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры. Гив — это розыгрыш со спонсорами, в котором можно получить ценные призы. Я считаю, что гив тоже является рекламной игрой. За правильность проведения такого розыгрыша отвечает его организатор, а не участник. Полагаю, что именно организатор должен быть внесен в реестр рекламораспространителей», — рассказывала Куцер.

  • Что будет если не вступить в реестр

До 7 июля в реестр рекламораспространителей должны были вступить все белорусы, которые распространяют рекламу в соцсетях. Для этого нужно было подать соответствующее уведомление в МАРТ. Если блогер не зарегистрируется в реестре и будет размещать рекламу, то может получить штраф с конфискацией дохода, полученного от рекламы.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть