Политика

За месяц до «дня икс». Как найти российскую атомную бомбу в Беларуси

Есть в Беларуси российское ядерное оружие или нет – вопрос, который отнюдь не выглядит исчерпанным даже после того, как Александр Лукашенко подтвердил журналистам, что его перемещение «уже началось», а на уточнение, если ли сейчас в Беларуси русские атомные бомбы, обтекаемо сказал: «возможно. Я приеду – посмотрю».

Но одних слов главы государства точно недостаточно. За три десятка лет Александр Григорьевич доказал, что язык у него без костей. Чтобы говорить о российском атомном оружии в Беларуси, как о свершившемся факте, нужно как минимум знать, где его собираются базировать. Как следует из совместных заявлений Лукашенко и Путина, хранилище планировалось соорудить «с нуля» до 1 июля. К тому же, в конце марта, выступая с очередным посланием, Александр Лукашенко говорил о распоряжении военным «немедленно восстановить площадки, на которых были размещены ракеты “Тополь” с ядерными боеголовками». «Я сохранил все эти площадки», – сказал он.

Но вот уж до «судной» июльской даты остается месяц, но о приготовлениях к приему ядерного оружия по-прежнему ничего не известно.

«Я осмотрел некоторые вероятные базы и не увидел ничего, что указывало бы на строительство ядерного хранилища, хоть исключать этого нельзя», – говорит в интервью The Guardian директор проекта по ядерной информации в Федерации американских ученых Ханс Кристенсен.

«Еврорадио» через свои источники также подтвердило, что активности на нескольких объектах в Беларуси, которые могли бы модернизировать для хранения тактического ядерного оружия, нет.

Что касается упомянутых Лукашенко площадок для «Тополя», то их остатки проинспектировали авторы сайта «Мотолько». Судя по публикации, они находятся в удручающем состоянии.

Всезнающий «Беларусский гаюн» также обратился к своим подписчикам с просьбой сообщать о любой активности, которая может свидетельствовать о прибытии в Беларусь российских ракет, но, судя по всему, ответа так и не дождался. При том, что Беларусь – не Сибирь, здесь трудно незаметно реализовывать масштабный инфраструктурный проект.

Еще один аргумент в пользу того, что документы о порядке содержания российского нестратегического ядерного оружия в специальном хранилище на белорусской территории, подписанные 25 мая министрами обороны России и Беларуси Сергеем Шойгу и Виктором Хрениным, остаются только на бумаге – это не решенный вопрос с безопасностью российского ядерного потенциала, тем более в условиях возможного исчезновения с политической арены Александра Лукашенко и угрозы возникновения политической нестабильности в стране. Очевидно, эту недосказанность почувствовал и сам белорусский диктатор.

Российские генералы прекрасно помнят, какую глупость они сделали, разместив на аэродроме в Мачулищах свой не имеющий аналогов А-50. Заметим, что со времени мартовской диверсии на аэродром не вернулся ни поврежденный и отправленный на ремонт борт, ни аналогичный на замену. Но если русские не рискуют отправить в неспокойную Беларусь даже важный для их преступной «спецоперации» самолет дальнего радиолокационного обнаружения, рискнут ли они отправлять на ее территорию ракеты с атомными боеголовками?

Кстати, телеграм-канал «Нарративы» также предполагает, что на пути ядерного оружия в Беларусь стал вопрос его охраны. Однако в трактовке его авторов ситуация выглядела так: россияне потребовали не только разместить ядерные боеголовки в Беларуси, но и охранять их. Мотивируя это тем, что по Беларуси могут перемещаться украинские ДРГ. Со своей стороны в Минске увидели в этом намерение ввести в страну дополнительные российские войска – и заупрямились. «Другими словами, Лукашенко просто врал про размещение», – полагают авторы публикации.

И еще одно. Буквально за несколько дней до подписания соглашения постоянный представитель Беларуси при ООН Валентин Рыбаков заявлял, что «объявление о размещении тактического ядерного оружия в Республике Беларусь – прежде всего, просто заявление». И, как видим из сказанного, это утверждение может оказаться более близким к истине, чем заявления Лукашенко.

Как известно, «черную дыру» в космосе визуально обнаружить невозможно: она ничего не излучает, даже свет. И в то же время ее размещение можно определить по вторичным признакам: например, если звезды начинают вращаться вокруг некоего центра гравитации. Также можно было бы спрятать в беловежских лесах ядерную пусковую установку, но подготовка к ее перемещению, расположению и обслуживанию стала бы заметной.

Опыт предыдущего белорусско-российского военного сотрудничества позволяет предположить, что сама идея «пакта Хренина-Шойгу» возникла спонтанно, как возникало и со временем забывалось множество других интеграционных инициатив. Это не значит, конечно, что угроза ядерного апокалипсиса миновала и белорусы могут вздохнуть свободно. Но вполне вероятно, что она перенесена с объявленной даты 1 июля на неопределенное будущее.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть