Общество

Власти Лукашенко используют детей для давления на родителей “за их политику”

Белорусские силовики часто угрожают оппозиционерам тем, что заберут у них несовершеннолетних детей. Власти Беларуси используют детей для давления на родителей, не поддерживающих официальный курс Минска.

В Минске за участие в акциях протеста задержали керамиста Наталью Корнееву и ее супруга, а их 10-летнюю дочь забрали в приют. До этого реальный срок с отбытием его в колонии прокурор запрашивал для Анастасии Дашкевич, матери четырех детей, младшему из которых не было и года. Тогда обошлось так называемой “домашней химией” (ограничением свободы), пишет DW.

Юрист Олег Граблевский констатирует, что практика давления на таких родителей через детей не новая. Специальных законов “под оппозиционеров” не придумывали, власти взяли на вооружение уже существующую практику.

Олег Граблевский отмечает, что если родителей привлекали к ответственности по “протестным” статьям, то ими могут заинтересоваться органы опеки.

Грабовский рассказал, что в “Офис по правам людей с инвалидностью” ранее обращался минчанин Николай Бондаренко, который участвовал в протестах еще в 2010 году. Тогда его сильно избили, начались проблемы со зрением, со временем мужчине дали I группу инвалидности. А в 2020 году он вместе с супругой тоже участвовал в протестах: “Жену задержали и отправили на Окрестина, а у них дочь – подросток, училась в лицее. Николая сразу же вызвали на комиссию, мол, будем изымать ребенка, потому что у тебя инвалидность, а жена сидит. Повезло, что супругу через несколько суток отпустили и семья спешно покинула Беларусь”.

В правовом государстве, указывает юрист, решение об изъятии детей по надуманным причинам можно было бы обжаловать в суде:

“Но в Беларуси сейчас решения принимаются в связи с “революционной необходимостью”, а не с точки зрения закона. Поэтому ситуация патовая”.

По его наблюдениям, если человек оказывается за решеткой в Беларуси, его семье могут автоматически присвоить статус социально-опасного положения (СОП), согласно которому разрабатывается план, что должны сделать родители, чтобы исправить ситуацию, но, находясь в заключении, никакой план выполнить уже не представляется возможным.

Даже если человека освободили, угроза СОП, продолжает Граблевский, не исчезает, “потому что ты, по мнению органов власти, опасный элемент, и не факт, что ребенка тебе вернут”. Суды по таким жалобам тянутся месяцами и даже годами, причем и по делам, где нет никакой политики. Все это время дети могут быть в приюте.

В правозащитном центре “Вясна” сообщили, что точной цифры, сколько семей с детьми подверглись политическим преследованиям, нет.

“Во время обысков, задержаний силовики часто угрожают детьми, – отмечает правозащиник центра Наталья Сацункевич. – Поэтому многие политзаключенные просят: увезите детей за границу, боятся, что это и дальше будет рычагом давления”.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть