Политика

Умка в глобальной политике. Как лукашенковский пес спасает имидж Беларуси

Несколько скомканный парад Победы в Москве стал очередным международным мероприятием, который посетил лукашенковский шпиц Умка. Перед этим пес побывал на саммите ШОС в Ташкенте, летал в ОАЄ и к президенту Мнангагве в Зимбабве. А еще мы помним, как Лукашенко с собакой на руках пригрозил захватить часть территории Литвы и Польши. Без сомнения, Умка играет важную роль во внутренней и внешней политике Республики Беларусь.

Когда Александр Лукашенко садиться с людьми пообедать, он, как правило, кладет Умку на стол. «Ты служишь украшением стола…», как поется в блатной песне. Впрочем, пока что открыто против такой практики не возражал. При этом известно, что пес находится под постоянной охраной Службы безопасности главы государства, и в некоторых случаях является главнее ее.

Зафиксировано появление шпица на ледовой арене: вопреки подписанному Лукашенко закону прямо запрещающему посещение с животными-компаньонами (кроме собак-поводырей) физкультурно-спортивных сооружений. В магазинах мерча «Первый» можно купить футболку с Умкой. На Умку реагирует белорусский фольклор. Популярны шутки о том, что пес соперничает за влияние с сыном Колей и о том, что «белый шпиц Умка выдвинут делегатом на Всебелорусское народное собрание от Шкловского района». Хотя, конечно, так шутить опасно: в Республике Беларусь любая безумная шутка может в итоге воплотиться в реальность. В конце концов, от имени Умки уже ведется Телеграм-канал, и я не удивлюсь, если за его авторством появятся книги мемуаров или эссе о геополитике.

«Собакомания» в стране еще не прижилась до такой степени, чтобы вся административная вертикаль купила себе по шпицу. А может быть Лукашенко хочет быть эксклюзивным человеком с собакой в руководстве государства и сам сдерживает энтузиазм подчиненных. Но интерес к шпицам в стране он как-никак подогрел.

«Изначально эта порода пользовалась популярностью у крестьян: собачки охраняли стада, — пишет, например «Спутник.Беларусь». — Ну как охраняли, очень громко тявкали. И только попав в британский королевский дворец, шпицы стали любимцами аристократов».

В белорусском исполнении все, кажется, происходит наоборот: пес выглядит большим аристократом, чем вся лукашенковская администрация. И именно в этом причина популярности и благодушного отношения общества к собаке.

Конечно, ничего нет плохого в том, что немолодой, неженатый мужчина хочет завести себе пса. Другое дело, что в нашем варианте мы видим своеобразное манихейство: Лукашенко, как репрезентант абсолютного зла, уравновешивается псом Умкой, как символом добра. На протокольных фото пес точно демонстрирует больше жизнерадостности и оптимизма, чем белорусские чиновники в кадре.

А на том шабаше смерти, который почему-то называется в Москве «парадом победы», шпиц был точно самым светлым существом среди всех его участников и гостей. Во всяком случае, мы точно можем гарантировать, что его руки (лапы?) не были в крови, в отличие от других деятелей, окружавших на трибуне Владимира Путина. Он там единственный, кто не боится суда в Гааге, и уже один этот факт отличает его в лучшую сторону от всех остальных.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть