Политика

Третий крепостной: почему режим Лукашенко закроет границы

С мая-июня этого года в Республике Беларусь ужесточился паспортный контроль на границах, в том числе и с Россией. Логика выживания режима такова, чтобы после 2020 года позволить покинуть страну всем недовольным, а затем удерживать оставшихся.

Усложнение правил въезда и выезда белорусов началось еще минувшим летом с принятием парламентом соответствующего закона. Сейчас КГБ может запретить выезжать любому гражданину.

Рекордсмен по тюрьмам

После кризиса 2020 года Александр Лукашенко был заинтересован в выезде несогласных, особенно участников протестов. За два года только в страны ЕС перебрались 172 тыс. белорусов, говорится в исследовании центра BEROC.

Параллельно с оттоком населения работал каток репрессивной машины. По информации правозащитников из центра «Весна», к началу нынешнего года в стране было 1445 политзаключенных, заведены не менее 11 тыс. уголовных дел, связанных преимущественно с участием в волнениях 2020 года.

Еще интересная деталь. Согласно данным Института исследований в области уголовной политики, 33 тыс. белорусов пребывают в местах заключения, или 345 сидящих на 100 тыс. населения. По этому показателю РБ превосходит Россию, а на европейском континенте уступает только Турции.

Не удивительно, что люди эмигрирует, так как на экономические проблемы в стране накладывается политический прессинг.

Выгодная эмиграция

Понимая, что на большое количество заключенных просто нет мест в тюрьмах, режиму нужно было проредить численность населения. Поэтому Лукашенко с энтузиазмом рассказывал о том, как литовцы и поляки рвутся работать, жить или делать покупки в Беларуси, в то же время репрессивный аппарат работает на выдавливание активных белорусов за пределы страны.

У Лукашенко прекрасно понимают, что отъезд городского среднего класса является проблемой для экономики страны (не хватает не так рабочих, как квалифицированных работников). Однако ради своего сохранения режим готов был временно пожертвовать экономической целесообразностью.

Попутно диктатор повторял пропагандистский прием о том, что «люди начали возвращаться в Беларусь», а он готов часть раскаявшихся «простить». Но все прекрасно понимают, что сомневающимся, тем более активным, в нынешней Беларуси не место.

Третий крепостной

Режим отошел от шока 2020 года и на протяжении 2022-2023 годов период относительно свободного выезда из страны начал завершаться. Следующий шаг – гибридное закрытие границы.

  • Во-первых, режим уже вынудил выехать или посадил наиболее активных противников. Теперь нужно заботиться о том, чтобы нелояльное население не проскочило в Беларусь, а отток население не вредил экономике.
  • Во-вторых, перемещение ядерного оружия и наемников компании «Вагнер» в Беларусь хоть и усиливает зависимость режима Лукашенко от Москвы, но и дает более весомые аргументы уверенности в своих силах и карательных возможностях.
  • В-третьих, полуоткрытая граница была изначально временной мерой, роль клапана для выпускания недовольных она уже сыграла.

Теперь же, когда Лукашенко гарантировал себе невозможность повторения 2020 года, он может перейти к очередному закрепощению белорусов, что будет проявляется в невозможности выехать из Беларуси целых категорий населения.

Вероятно, что выезд будет блокироваться не всем сразу, но каждый раз все большей группе. Мы уже сегодня это видим по ограничениям, наложенным на чиновников, силовиков, людям с финансовой задолженностью, врачам. В дальнейшем эти категории будут расширяться, например, на студентов, которые не прошли отработки, или на целые профессии и специальности.

По сути, Лукашенко постепенно вводит новое крепостное право. После средневекового крепостничества и сталинских колхозов это уже третье в истории закрепощение белорусов.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть