Экономика

Срыв поставок, пожары, поломки. Приключения белорусского транспорта в России

Случаев, когда белорусские автобусы загорались прямо на маршруте в разных российских городах уже так много, что это выглядит, как спланированная диверсия. МАЗ поставляет автобусы почти во все российские регионы: от Ямала до Урала. Новости о горящих автобусах приходили из Санкт-Петербурга, где всё ещё не отказались от идеи обновить транспорт МАЗами, из Самары, Екатеринбурга…

Еврорадио посмотрело, как Беларусь справляется с поставками общественного транспорта в Россию, что говорят российские чиновники и даже Лукашенко, который вынужден был комментировать неприятные моменты. И причём тут угроза со стороны… Китая.

Летом 2023-го после двух пожаров подряд вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков сделал заявление, в котором обвинил в возгораниях… западные санкции.

«В условиях санкционного давления и нарушения логистических цепочек при поставках комплектов гидропривода могла произойти замена проверенных фланцев на другие, аналогичные по техническим характеристикам, но не имеющие проверенных референций. Осмотр автобусов, проведенный сотрудниками завода в Колпинском парке, подтверждает эту вероятность», — объяснил он.

Тем же летом МАЗ отрапортовал, что доработал автобусы так, чтобы они больше не загорались на ходу. Автобусы вернули на маршруты — и вот это случилось опять. В конце прошлого года автобусы горели в Самаре, в январе этого — снова в Санкт-Петербурге. Так это и есть то знаменитое белорусское качество, о котором не устают при любом случае вещать чиновники?

Защитить белорусского производителя перед россиянами пытался Александр Лукашенко. Он просто обвинил партнёров в том, что они, мол, неправильно обслуживали белорусские автобусы — вот они и начали гореть.

«Почему в Питере горят? Потому что какая-то частная компания, люди, которые никогда не видели автобусов, взяли на себя обслуживание. Что такое обслуживание, вы знаете: это нужно не только в своё время гайку закрутить — осмотр перед выездом должен быть постоянно. А этого не было. Естественно, где-то утечки, протечки и так далее. Что-то где-то задымилось, а в СМИ сразу: «Ах, загорелось!», — говорил он.

Санкт-Петербург тогда мгновенно отреагировал на безосновательные обвинения. «Пассажиравтотранс», компания, занимающаяся общественным транспортом в Петербурге, заявила, что они — государственное предприятие, и самостоятельно обслуживают транспорт, согласно регламенту.

Кроме поставки бракованных транспортных средств, Беларусь срывает сроки договоров. Например, государство брало на себя обязанность до ноября 2023 года отправить в Новосибирск 120 троллейбусов. Доехали только 95. С авралом МАЗ намерен расправиться до марта 2024 года — и за месяц выдать все комплекты, которых не хватает. Тут нужно добавить, что для Новосибирска белорусский производитель производит специальные кузовы троллейбусов, которые бы соответствовали суровому климату. То есть снять с линии троллейбусы, которые предназначались бы для Беларуси, и отдать их россиянам, вряд ли получится.

На белорусов уже не хватает терпения. Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов жаловался на «Белкоммунмаш». Город ждал троллейбусов в качестве подарка к Новому году — и не дождался. И здесь Беларусь сорвала сроки уже второй раз. Первое нарушение в начале 2023-го списали на санкции — якобы «Белкоммунмаш» не получил импортные комплектующие.

Россия ждёт белорусские машины не только потому, что в их мегаполисах остались одни развалюхи. Закупки чаще всего осуществляются на субсидии, которые регионам выделяет Москва. Если деньги не освоены в положенный срок, их надо будет вернуть.

Неизвестно, по какой причине белорусские производители срывают сроки поставок, но выглядит это как: «Вы всё равно без нас проблему обновления транспорта не решите, поэтому будете ждать, сколько надо». И такая самонадеянность может дорого стоить.

Если белорусы не реабилитируются и не убедят Россию в своей надёжности и конкурентоспособности, то дружба и налаживание связей скоро пойдут коту под хвост. Ведь «Белкоммунмаш» и МТЗ рискуют проиграть Китаю. Тем более, что по некоторым параметрам китайцы уже сейчас обгоняют белорусов: они производят дешевый и современный транспорт. К тому же китайцы очень активно ведут экономическую экспансию и рекламируют себя на различных выставках. Ленинградская область в конце прошлого года уже проводила переговоры с представителями китайской компании Yutong, и даже предварительно договорились о 450 единицах транспорта среднего и большого класса для маломобильных категорий пассажиров. Закупку планируют к 2025 году.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть