Экономика

Резервный фонд Лукашенко напоминает «черный ящик» внутри «черного ящика»

Бюджетная система Беларуси всегда вызывала большие вопросы по поводу своей прозрачности и подотчетности, а с приходом новой волны санкций ситуация лишь усугубилась, говорится в обзоре проекта «Вашы грошы».

Эксперты отмечают, что информации о бюджетных расходах и доходах стало еще меньше, при этом некоторые элементы бюджетных механизмов являются настоящими «черными ящиками» внутри других «черных ящиков». К таким можно отнести резервный фонд президента.

Законом о республиканском бюджете на 2024 год планируется выделить в резервный фонд Лукашенко 1 млрд рублей, подчеркивается в обзоре. Эти средства предполагается направить в том числе на «увеличение заработной платы гос- и военнослужащим, на улучшение пенсионного обеспечения чиновников и военных», а также на «ремонт дорог, как текущий, так и капитальный».

Согласно Бюджетному кодексу, формирование резервного фонда допускается, но его размер как правило, не может превышать 1% доходов республиканского бюджета. В другой статье сказано, что «общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2% собственных доходов республиканского бюджета».

«Однако на практике размер резервного фонда значительно выше, — сообщают эксперты. — Например, в предыдущие годы, согласно закону о республиканском бюджете, его размер составлял: 2,6% доходной части в 2021-м, 4,2% — в 2022-м, 2% — в 2023-м, а на 2024-й — запланирован на уровне 2,5%. Каждый год, как видим, размер фонда может сильно меняться, направления его использования также отличаются разнообразием. Однако подробная информация о расходах фонда остается ограниченной и доступна с большой задержкой. Например, в настоящее время доступны сведения только за 2022-й».

Аналитики обращают внимание, что резервный фонд Лукашенко оставляет за собой вопросы поощрения силовых структур и повышения их пенсий, из него выделяются средства на поддержку талантливой молодежи, строительство социально значимых объектов, увеличение зарплат или поддержку ФСЗН.

«В результате некоторые чувствительные вопросы концентрируются не просто в центральных органах власти, а лично у Лукашенко, — говорится в обзоре. — Создается иллюзия того, что именно он и только он поддерживает силовые структуры, госслужащих и молодежь, выделяя средства на решение актуальных проблем чуть ли не из личного кармана. Однако на самом деле эти средства являются налоговыми поступлениями граждан, так что такая  щедрость проявляется за счет налогоплательщиков».

Достоверная информация о том, как формируется и расходуется этот фонд, представлена крайне ограниченно, хотя годовые обороты фонда исчисляются сотнями миллионов долларов, отмечают аналитики.

В 2022 году средства фонда были направлены на: приобретение сельскохозяйственной техники, транспортных средств и племенного скота для ОАО «Адаменки» — 7 млн рублей (2,6%), поддержку науки и одаренной молодежи — 1 млн 601,3 тыс. (0,6%), отдых детей из Сирии и Узбекистана — 410,7 тыс. (0,2%); возмещение ОАО «Минский тракторный завод» стоимости двух тракторов, поставленных в РФ и Таджикистан — 246,1 тыс. (0,1%).

«Как видим, четко прописаны совсем небольшие траты. А оставшиеся 96,5% от использованных средств резервного фонда были направлены на «отдельные мероприятия» на сумму 260 млн рублей. Конечно, резервный фонд никогда не отличался прозрачностью, но в 2022-м по степени таинственности превзошел сам себя», — резюмируют «Вашы грошы».

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть