Политика

Вопрос опросов. «Тепловые ловушки» референдумов Лукашенко

Референдумы Лукашенко похожи на тепловые ловушки военного самолета

В Беларуси популярный анекдот о трех конвертах звучит несколько иначе: «В любой сложной ситуации проводи референдум» — неперебиваемый козырь Александра Лукашенко, который он достает из рукава в наиболее кризисные для себя моменты. Нетрудно заметить, что все референдумы имели своей целью сменить формат власти в стране с целью удержания ее в руках действующего главы государства.

Еще более заметен в проведении белорусских референдумов некий шаблон, в котором основные тезисы о власти мягко камуфлируются второстепенными «гуманитарными» вопросами вроде государственной символики.

Смещение важности или устройство военного самолета

В 1995 году главным вопросом референдума, конечно же, был вопрос о возможности досрочного прекращения полномочий парламента президентским указом. Но публицистические копья ломались о вопросы о государственном языке и «экономической интеграции с РФ» (которая все 30 лет все отдалялась).

Годом позже главным вопросом референдума, конечно же, являлся вопрос о принятии новой конституции. Хотя самые горячие обсуждения шли о продаже земли и смертной казни, а также о переносе дня независимости страны – вопросе глубоко символическом, но для государства все же третьестепенном.

В 2004 году на референдум выносился лишь один вопрос, но состоял он фактически из двух.

Подобный шаблон «смещения важности» действительно очень эффективен, причем многие аналитики считают его автором Александра Лукашенко.

Очевидно, они забывают, что по такому же принципу был сформирован вопрос (горбачевского) первого и единственного советского референдума 1991 года «О сохранении Союза». Его формулировка не только допускала сколь угодно широкую трактовку, но фактически красиво упаковывала основной вопрос референдума в словесную мишуру. При этом человек, не желающий сохранения СССР, уже самим фактом нежелания маркировал бы себя тоталитаристом и ксенофобом.

Кстати, по такому же принципу было проведено и недавнее общероссийское голосование за поправки в Конституцию РФ, где основной вопрос – обнуление президентских сроков и бесконечное продление полномочий Владимира Путина – был красиво спрятан в патриотические тезисы о «государствообразующем русском народе», «наследии СССР» и т.п.

Технологию проведения упомянутых референдумов уместно сравнить с устройством военного самолетом, который для отвода в сторону ракет противника отстреливает тепловые ловушки. Задача «гуманитарных вопросов» – увести в сторону от главного вопроса. Аналогия будет тем более полной, что белорусский президент преподносит происходящее вокруг него как самую настоящую войну.

Дым отечества. Реальность или блеф?

В опубликованном проекте основного закона Беларуси каждая сестра должна получить по серьге. Для восточных соседей есть отказ от нейтралитета и безъядерного статуса. Для западных – исключение возможности агрессии с белорусской территории. Для внутреннего употребления – определение брака как союза мужчины и женщины. Это и есть те «тепловые ловушки», вокруг которых будут ломаться копья.

Между тем комментаторы от официоза старательно обходят вопрос полномочий Александра Лукашенко после проведения голосования.

Например, глава Администрации Президента Игорь Сергеенко акцентирует внимание на том, необходима «фиксация обязанности государства и граждан сохранять память о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

Поскольку, говорит Сергеенко, «появляется молодое поколение, которое о событиях той эпохи узнает из разных источников». Между прочим, с подобной проблемой в свое время столкнулось руководство Китайской Народной Республики, когда после смерти Мао Цзедуна нужно было дать оценку «культурной революции». Как выход из положения, в китайскую конституцию была добавлена преамбула, отражающая официальную точку зрения на всю историю КНР со дня ее образования. Кажется, Беларусь уже вплотную приблизилась к тому, чтобы перенять этот опыт.

О «сохранении историко-культурного и духовного наследия» в новом проекте конституции рассказывает и член Совета Республики Андрей Иванец.

Член Конституционной комиссии Юрий Воскресенский говорит о важности социальных гарантий, потому что «политики постоянно говорят о правах, свободах (..), но людей волнует только социальная направленность». По его словам, в Пинске собрались 300 неравнодушных горожан, потребовавших сохранить социальную направленность Основного закона. Нет сомнения, такие «гарантии» они получат – как и российских пенсионеров заманили голосовать за изменения в Конституцию обещаниями ежегодной индексации пенсии.

Главу государства (без упоминания фамилии) вспоминают лишь во время круглого стола на официальном канале «Беларусь 1». По словам ведущего, из-за границы, от «так называемой оппозиции» доносится критика проекта Конституции. Якобы «она написана под действующего Президента, чтобы усилить его позиции». Логично было бы услышать контраргументы, но их нет, потому что задача таких круглых столов не в дискуссии, а в озвучивании тезисов.

Пост номер два. Игра с огнем

Народ привык воспринимать законодательные инициативы власти фаталистически, как смену времен года.

И все-таки нововведения в Конституцию способны создать одну большую интригу: появление еще одного органа государственной власти – Всебелорусского народного собрания – по идее должно привести к появлению второй по значимости фигуры в государственной иерархии.

Вспомним, что в соседней России «тандемократия» продолжалась недолго: Владимир Путин откровенно ощущал дискомфорт от пребывания Дмитрия Медведева во главе государства и со временем отодвинул его от влияния на российскую политику вообще. Говорят, недавние аресты высокопоставленных российских полицейских чинов, сделавших карьеру при Медведеве – результат параноидальной подозрительности Путина по отношению к команде предшественника.

Кто может быть «белорусским Медведевым», и как будет происходить трансфер власти в случае, если по каким-то причинам Александр Лукашенко не сможет далее исполнять свои полномочия – огромная загадка.

Но есть интересная аналогия с Туркменистаном времен президента Сапармурата Ниязова. Туркменбаши создал свой собственный аналог Всебелорусского народного собрания — Народный совет.

Ниязов, будучи президентом страны, возглавлял Народный Совет, а заместителем его числился глава конституционного парламента Туркменистана Овезгельды Атаев. И согласно конституции именно Атаев по должности должен был стать исполняющим обязанности главы государства после скоропостижной смерти Ниязова в декабре 2006 года. Но не стал: в день смерти Туркменбаши он был арестован якобы за коррупционное преступление и постфактум снят со всех постов и в парламенте, и в народном совете. И вообще о дальнейшей судьбе Атаева никаких достоверных сведений нет.

Совпадения, как говорится, совершенно случайны, но быть «человеком номер два» в современной Беларуси означает играть с огнем.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть