Политика

Путь «маленьких шагов». Как получить симпатии «формирующихся» белорусов

Мы в своих публикациях часто обращаемся к таким вопросам как, например, вступит ли Лукашенко в украино-российскую войну открыто, способны ли белорусы свергнуть существующий режим, станем ли мы когда-нибудь на путь демократического развития? У всех этих вопросов есть одна общая черта – ответить на них очень легко, но имея реальные социологические данные.

Проведение социологических опросов, точнее объективных опросов, в Беларуси проблематично по понятным причинам. Жесткая цензура со стороны власти, страх респондентов, преследование независимых социологов. Однако такие исследования, как не удивительно, все же имеются.

Филипп Биканов, один из независимых социологов, не так давно презентовал данные своего исследования «Белорусская национальная идентичность в 2022 году». Радует то, что такие опросы вообще возможны. Но вот результаты пока еще не пугают, но заставляют задуматься. По результатам исследования было выделено пять групп: «сознательные», «советские», «русифицированные», «равнодушные», и, наконец, самая многочисленная группа, в которую входит до 40% белорусов – «формирующиеся».

  • Если первые четыре категории можно отнести к группам с жесткой идеологией, то последняя, «формирующиеся», пока еще выбирает свой путь, а соответственно открыта для диалога. Нам просто необходимо этим воспользоваться.

Немного тревожит тот факт, что с началом полномасштабной российско-украинской войны доверие к Лукашенко выросло почти на 10%. И это нельзя объяснить лишь тем, что большая часть «сознательных» покинула страну. Скорее это оборонительная реакция общества перед крайне нестабильной политической и экономической ситуацией. Тем более необходимо завоевывать «формирующуюся» аудиторию. У многих может возникнуть вопрос – «а зачем, неужели альянс с Россией так плох»?

Вопрос союза с Россией риторический. Беларусь никогда не была экономическим лидером, а с началом полномасштабной агрессии наша экономика вслед за «старшим братом» перешла к падению. В сентябре проседание ВВП Беларуси составляло 3,3%, в октябре – уже 4,7%. Очевидно, союзнические отношения с государством-террористом существенно подрывают наше и без того нестабильное хозяйство.

Думаю, для всех понятно, что смена внешнеполитического вектора вопрос выживания. И тут ставку необходимо делать на «формирующихся». Именно они будут определять будущее государства. Пока что, судя по данным исследования, мы не уделяем этому вопросу должного внимания. И напрасно.

Проблема, конечно же, комплексная.

  • Во-первых, при всем уважении к Светлане Тихановской, следует отметить, что символом оппозиции она стала лишь волею случая – наиболее авторитетные представители были просто изолированы от выборов.
  • Во-вторых, и самой Светлане Георгиевне и ее команде не хватает опыта, чтобы реально привлечь внимание простых граждан. Говоря языком теории коммуникации, она создает информационный фон в то время, как ей необходимы яркие и запоминающиеся информационные фигуры – то есть необходимо быть более изобретательной.
  • В-третьих, оппозиция, как политики, так и журналисты, в большинстве своем вынуждены работать за границей. Белорусам трудно воспринимать информацию от людей, находящихся «где-то в Европе», практически не связанных с белорусской реальностью. Лукашенковские же пропагандисты рядом, они чувствуют конъектуру, предлагают пусть не лучшие, но худо-бедно работающие решения. В этом проблема оппозиции – сближении с народом.

Можно ли это исправит? Безусловно. Опыт, как ни банально это прозвучит, приходит со временем.

Людям необходимо самоутверждение как на локальном, личностном уровне, так и на уровне целого этноса. У Тихановской сегодня есть ценный ресурс – кредит доверия западных политиков и внимание крупнейших СМИ. Ей просто необходимо пребывать в компании сильных мира сего, принимать участие в международных мероприятиях, делая из этого политическое шоу (увы, такова жизнь). Такое внимание будет, безусловно, льстить белорусам: успехи Тихановской они будут проецировать на себя и Беларусь в целом. Таким способом Тихановская сможет привлечь внимание и доносить необходимые сообщения целевой аудитории.

Если нет возможности реализовывать собственную масштабную информационную политику (СМИ под контролем Лукашенко), необходимо создавать короткие, емкие и эмоционально наполненные сообщения, которые становятся «липкими», то есть популярными.

Например, сообщение о том же падении ВВП можно подать как это сделал я, а можно и более персонализировано, указать, сколько пачек масла или килограммов мяса, сыра, недополучает каждая белорусская семья в результате такого падения. Это визуализирует ухудшение экономики – из разряда чего-то виртуального переведет на личный эмоциональный уровень.

Наконец необходимо строить свою информационную политику по принципу «маленьких шагов», а не глобальных нереализуемых планов. Например, свержение режима Лукашенко – идея сама по себе хорошая и популярная, но вот конкретное воплощение слишком неопределенно. Таких лозунгов стоит избегать.

В общем, если подходить ко всем этим вопросам профессионально, то значительная часть «формирующихся», вскоре может перейти в группу «сознательных». И это то, к чему нам всем стоит сегодня стремиться.

Андрей САХНЕВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть