Политика

«Приближается момент полной изоляции». Григорий Месежников рассказал о главном зле режима Лукашенко

О возможности остановки железнодорожного сообщения между Беларусью Литвой и Польшей, почему страны Центральной Европы не отказались от российской нефти и что может напугать Лукашенко, в интервью «БелНовости» рассказал словацкий политолог и президент Института общественных проблем (IVO) Григорий Месежников.

  • Польша и Литва рассматривают возможность закрытия железнодорожных грузоперевозок с Беларусью. Как видите эту ситуации и причины такого заявления?

Часто нынешнюю войну РФ против Украины сравнивают со Второй мировой. Не утверждаю, что ситуации идентичны, но надо понимать, что Беларусь сегодня выступает сателлитом России. Сложно представить, что бы антигитлеровская коалиция во время Второй мировой войны сохраняла бы сообщение с союзниками Германии.

Путин решился замахнуться на завоевание всего мира, а Беларусь – инструмент в его руках. Поэтому если прекращение транспортного сообщения произойдет, ничего удивительного в этом не будет.

  • Как бы вы охарактеризовали Беларусь Лукашенко?

Нелегитимный, диктаторский и агрессивный к внешнему миру режим. Репрессивный прежде всего по отношению к своим гражданам, чем он и опасен. У него нет лимитов на репрессии внутри страны, особенно в моменты, когда Лукашенко будет казаться, что он ослаблен или может быть свергнут.

Но режим опасен и для внешнего мира. Он соучастник агрессии и уже показал, на что способен: предоставил России территорию для атаки на Украину.

  • Почему Лукашенко не решился отправить белорусскую армию в Украину?

Потому что опасается, что это может привести к его свержению.

Но Лукашенко способен быть пособником Кремля в гибридной агрессии против Польши или Литвы. Кроме того, он преследует оппонентов, которые выехали из Беларуси за границу, как и путинский режим преследует российских оппозиционеров. Конечно, органы безопасности Литвы и Польши противодействуют этому, иначе страшно представить, что бы мог натворить белорусский КГБ.

Думаю, что приближается момент, когда полная изоляция, включая все транспортные системы, будет единственным вариантом предотвращения рисков, связанных с Беларусью.

  • Разные части Европы имеют разные подходы касательно Беларуси и России. В прошлом году Германия попросила Литву разблокировать российский транзит в Калининград. В этом году, выступая на международной конференции по безопасности Globsec в Братиславе, Эммануэль Макрон говорил, что Лукашенко «надо дать выход». Как это понимать?

Специфические моменты могут быть. Однако я сравнил бы такой подход с наличием разных палуб у одного корабля.

Критически отношусь к некоторым шагам наших западных союзников, при этом понимаю, что это не самый худший вариант. Дело в том, что радикальные действия стран Западной Европы в долгосрочной перспективе могут подвергнуть риску даже помощь Украине. Ведь в каждой из этих стран происходят свои внутренние экономические и политические процессы, влияющие на их внешнюю политику. Пусть их поддержка будет не такой большой, но долгосрочной.

В целом уже и Макрон прозрел. Да, он часто колеблется, но ракеты «Скальп» и артиллерию Франция поставляет Украине. Франция поддерживает общую линию Запада по Беларуси. По Китаю, правда, своя политика. Так и Словакия с Венгрией выступают не монолитно.

  • Что имеете в виду?

Словакия и Венгрия получают нефть, которая идет по нефтепроводу через Беларусь и Украину, газ – через Украину. А политика Венгрии и Словакии по Украине разные. Словакия дает Украине вооружение, а Венгрия только принимает беженцев, в то время как заявления Орбана иногда просто кошмарны из-за отсутствия минимального сострадания и понимания, за что идет борьба.

У нас в Братиславе действует нефтеперерабатывающий завод Slovnaft, принадлежащий венгерской компании Mol. Это трудно представить, но нефть перекачивают сюда из России. При этом Словакия передала Украине свою систему противовоздушной обороны – безопасность страны сейчас обеспечивают истребители наших партнеров по НАТО.

И тут вопрос: а как бы посмотрели словаки на то, что Украина перекрыла бы доставку российской нефти? Как по территории Словакии транспортировать военную технику в Украину? То есть некоторые связи долго налаживались, их не просто порвать в одночасье.

  • И все же в свое время произошли стратегические политические разрывы. Как так получилось, что Словакия, Венгрия, Польша и Литва – в ЕС и НАТО, а Беларусь и Украина – нет?

Главная причина одна: реформы общества в Центральной Европе и Балтии пошли иначе. Они были не олигархического, а либерально-демократического толка. Украина их начала осуществлять только после 2014 года, а Беларусь не смогла даже начать. Да и Словакия буквально запрыгнула на подножку последнего вагона, так как была единственной страной, которая не соответствовала критериям вступления в Евросоюз.

Если бы нынешний московский режим смог достаточно консолидироваться до нашего вступление в ЕС и НАТО, возможно, он заблокировал бы этот процесс. Вспомните, в декабре 2021-го Россия выставила ультиматум Западу, чтобы он откатывался к позициям 1997 года.

  • А что это значит?

Это значит, что Москва считает для себя проблемой, что мы, государства Центральной Европы, вошли в ЕС и НАТО. Правда, Москва не сформировала точнее своей позиции. Но если бы она завоевала Украину, а Беларусь была уже по сути оккупированной, тогда бы русские вышли на границу Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и снова бы выкатили ультиматум.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть