Общество

Правдивое слово Кастуся Калиновского: первой белорусской газете «Мужицкая правда» исполнилось 160 лет

Известный белорусский революционер Кастусь Калиновский – герой стрит-арта в Бресте

Объявив 2022-й годом истории, Александр Лукашенко, среди прочего, призвал обратить внимание не только на события Великой Отечественной войны. И действительно, история Беларуси гораздо богаче, и даже для насквозь «совкового» Лукашенко это (временами) понятно.

В этой связи стоит напомнить о знаменательном юбилее: 160 лет назад, в июле 1862 года, появилась «Мужицкая правда» – первая газета на белорусском языке (правда, с использованием не кирилличного, а латинского алфавита – «Mużyckaja prauda»). Уже само название говорит о целевой аудитории – крестьянах. Газета писала о наиболее злободневных проблемах нарочито простым, местами даже грубоватым, и понятным для белорусского селянина языком. Ведущим автором и, вероятно, редактором большинства выпусков был легендарный белорусский революционер Кастусь Калиновский (1838-1864).

Удивительно, но многие характерные черты первого белорусскоязычного издания сохранили актуальность по прошествии более чем полутораста лет!

Главными врагами белорусского селянина, по версии «Мужицкой правды», были «чиновники, попы и москали» (либо же «москали, чиновники и многие паны»). Увы, после того, как Лукашенко захватил власть, белорусское государство (чиновники) стало мачехой для многих своих граждан; Москва (москали) низвела белорусский суверенитет до формальности; православная церковь (попы) зачастую выступает агентом российского империализма. Кстати, отвергая казенное российское православие, «Мужицкая правда» в качестве альтернативы видела униатскую (греко-католическую) церковь, которую российское самодержавие ликвидировало, инспирировав в 1839 году Полоцкий собор.

Главная идея «Мужицкой правды» была в том, что настоящая свобода – не та, «которую царь захочет дать, но которую мы сами, мужики, между собой создадим». Так ведь и сейчас многие белорусы сами хотят решать свою судьбу, а не зависеть от воли дряхлеющего и все хуже соображающего Лукашенко!

Газета вынужденно была нелегальной, потому как не имела ни малейших шансов пройти царскую цензуру. Увы, но до сих пор проблема свободы слова остается для белорусов нерешенной.

Всего в 1862-1863 годах вышло семь номеров газеты. И хотя в ней превалировал гродненский диалект, однако география издания (скрупулезно фиксируемая жандармами) выходила далеко за границы Гродненской губернии и даже современной Беларуси! Восточные районы современных Польши, Литвы и Латвии, северо-западные районы РФ – фактически, «Мужицкая правда» обозначила ареал белорусского языка не хуже этнографов.

«Мужицкая правда» поддержала польское восстание 1863-164 гг., но при этом выступала не с польских, а с литвинских (белорусских) позиций. Неудивительно, что разгром восстания, арест и казнь Калиновского имели для издания газеты фатальные последствия. В 1863-м было несколько случаев, когда людей казнили за распространение и публичное чтение газеты.

Конечно, издатели «Мужицкой правды» несколько идеализировали Речь Посполитую и Великое княжество Литовское («земля наша литовская, а мы-то называемся литвины»). Так ведь даже Лукашенко – и тот недавно признал, что «именно на основе белорусского этноса создалось уникальное для своего времени государственное объединение – Великое княжество Литовское. Это было первое белорусское государство». Почти то же говорили авторы «Мужицкой газеты» – просто использовали другой этноним.

Однако, если Великое княжество Литовское добилось признания минских властей, то «Мужицкая правда» и Кастусь Калиновский в силу политической конъюнктуры оказались даже более неугодны, чем в советское время. Показательно, что советская историография относилась к ним с большей симпатией, чем современная российская.

В советское время Кастуся Калиновского позиционировали как революционера, а «Мужицкую правду» –  как революционное издание, выступающее в интересах «простого народа».

Теперь же российский исторический официоз видит в них «польскую интригу», направленную не против самодержавия, а «против православной церкви и русских». Дескать, и сам Калиновский был поляк, и для газеты белорусский язык служил лишь прикрытием. И вообще, якобы, речь в газете лишь о крестьянах, а не о белорусах. Однако куда более важно, что «литвином-сепаратистом» его считали сами польские революционеры.

Вряд ли Кастусь Калиновский был отъявленным русофобом. Выпускник Санкт-Петербургского университета, он знал русских революционеров. В «Мужицкой правде» исследователи находят отсылки к герценовскому «Колоколу». Однако Калиновский, видимо, также хорошо понимал, что удельный вес «хороших русских» ничтожно мал.

«Мужицкая правда» была правдивым словом на родном языке, а ее ведущий автор и сейчас вдохновляет белорусских патриотов. Белорусы могут по праву гордиться своей первой газетой.

Николай ГРАБОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть