Политика

Полшага до отрезанных ушей: в чем первопричина садизма силовиков России и Беларуси

Беларусь следом за Россией незаметно перешла ту грань, за которой пытки из эксцесса исполнителя превращаются в норму, а из нормы – в предмет для гордости. В социологии такое явление называется «Окном Овертона»: когда некое явление из недопустимого переходит в приемлемое, а затем — в стандартное.

  • Не то, чтобы правоохранительные органы двух стран сторонились физического насилия над политическими узниками, однако старались это практиковать за стенами тюрем или хотя бы райотделов. Даже когда задержание оборачивалось гибелью, МВД пыталось придумать причину вроде «падения с нар» (Денис Кузнецов) или «алкогольной интоксикации» (Роман Бондаренко).

Россияне перешли через этот рубеж раньше белорусов: кадры с отрезанным ухом у одного из предполагаемых участников теракта в «Крокус-Сити» даже гордились. Пошли видео пыток электротоком, не говоря о том, что все обвиняемые появлялись в суде со следами побоев, а одного внесли на носилках. Перед этим полицейскими был избит до смерти чеченец Асхаб Успанов, который, судя по всему, вообще не имел отношения к террористам.

Тот факт, что надзорные органы, призванные следить за правоохранителями, никак не прореагировали на происходящее, свидетельствует, что пытки легитимизированы.

При этом крайне низкая правовая культура российского общества не дает понять, что выбитые силой показания не могут служить доказательством вины. Зачитывание прав задержанного, которые можно увидеть в голливудских фильмах, россияне традиционно объясняют «тупостью американцев», не задумываясь, что завтра сами могут попасть в жернова.

Даже МИД Таджикистана призвал правоохранительные органы РФ «соблюдать нормы и принципы международного права». Возможно, таджикская полиция тоже не безупречна, но среднеазиатской, пережившей гражданскую войну стране современные российские практики выглядят чем-то запредельным. Все это происходит на фоне требований вернуть смертную казнь в РФ или хотя бы выдачи всех задержанных Беларуси для расстрела.

Вряд ли российские полицейские получали инструкции о публичных пытках. Именно безответственность тех, кто должен следить за законностью, сняла заложенные обществом предохранители. Ведь охранники ГУЛАГа и обслуга немецких концлагерей не были садистами по природе, однако их такими сделала полная безответственность за содеянное.

«Я избавляю вас от химеры совести», — напутствовал своих ССовцев Гитлер.

Человек сам по себе крайне агрессивен, что доказано рядом психологических тестов. Люди бы точно поубивали бы друг друга в войнах, если бы не придумали понятие «закона».

  • Исключить действие закона хотя бы для одной социальной группы, к тому же обладающей монополией на насилие, вроде милиции, равноценно выпустить джинна из бутылки. Одним отрезанным ухом не обойдется. Правоохранители будут вскоре резать подозреваемых на куски. Не исключено, что в каких-то регионах РФ такая практика уже имеет место.

Но более тревожно, что такие тенденции мы видим в Беларуси. Тот случай, когда обвиненному в сотрудничестве с украинскими спецслужбами Дмитрию Капузе при задержании показательно простреливают ногу – это уже высшая ступень. К тому же в сюжете на ОНТ обвиняемые были показаны в чем-то вроде ножных кандалов, что тоже выглядит новинкой. А значит, и до публичного отрезания ушей нам остался лишь шаг. Или полшага.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть