Политика

Омыть сапоги в Ледовитом океане: подводные камни северной утопии Лукашенко

С того времени, как в декабре 2021 года заработали санкции против «Беларуськалия», а Литва запретила перевалку белорусских удобрений, окружение Александра Лукашенко посещают мысли о транзите белорусских товаров через российский Северный морской путь. Не все белорусы могут похвалиться знанием об этом транспортном коридоре, а значит им можно рассказывать все, что угодно: о ледоколах, проламывающих торосы, о поставках белорусских тракторов в Китай и бессильной злобе глобального запада.

«Начали крутить-вертеть. Выстрелили себе в ногу. А сейчас хотят закрыть нам порты для того, чтобы грузить калийные удобрения. Слушайте, мы поставим эти объемы. В Мурманске загрузим. Это не вопрос. И по Северному морскому пути кратчайшим путем поставим в Китай. Это наш основной рынок. И дальше на юго-восток — в Индию», — в своем любимом ключе «санкции только на пользу» выступал Александр Лукашенко в конце 2021-го. А несколько ранее о Северном пути упоминал https://t.me/MonitoringBY/55828 и премьер Роман Головченко.

Хотя с тех пор санкции так и не сняли, а окружение Лукашенко забыло о Севморпути почти на два года — приблизительно до его встречи с губернатором Петербурга Александром Бегловым в прошлом апреле. Глава Беларуси тогда убеждал, что экспорт белорусского калия водами Ледовитого океана будет соответствовать геополитическим целям России. Упомянул и о бесконечно строящихся терминалах в Мурманске и под Петербургом. Более того, в январе Лукашенко рассказал губернатору Архангельской области Александру Цыбульскому о пилотных поставках Северным путем «наших брикетов из торфа». Себестоимость этой провозки глава государства, правда, не огласил.

Отчего тема Севморпути стала вдруг вновь актуальной, догадаться нетрудно. Российская политика «разворота на восток» привела к изменениям транспортных потоков, в связи с чем российские железные дороги не справляются резко возросшим объемом грузов в направлении Китая. В такой ситуации коридор через Ледовитый океан выглядел бы решением проблемы — если бы он функционировал как надо. Но он не функционирует.

Насколько можно судить из публикаций российских СМИ, Севморпуть не готов к полноценной эксплуатации помимо разовых проводок судов, которые имеют скорее пропагандистское значение. Он не обладает необходимой береговой инфраструктурой, ледокольный флот явно недостаточен и для самой России, что уж так говорить про дополнительные миллионы тонн из Беларуси.

«Северный морской путь в его российском изложении имеет смысл только в случае существования достаточно развитой прибрежной инфраструктуры — порты, стоянки, ремонтные базы. Если Россия смогла бы предложить такую инфраструктуру, это была бы вполне рабочая переговорная позиция», — считает российский блогер Анатолий Несмиян.

По его мнению, сегодня любые проекты использования северного маршрута нужно начинать с чистого листа: строить новый флот, порты, заново обживать российский Север, откуда давно сбежали жители. У российского руководства нет ни желания, ни компетенций заниматься всем этим. Тем более что и ресурсов для этого тоже нет.

Более того, правительство РФ в бюджете на 2024–2026 годы сокращает средства на строительство атомных ледоколов. Финансирование головного сверхмощного ледокола «Лидер» может снизиться на 5 млрд руб. за три года, а двух новых серийных ЛК-60 — на 4 млрд руб. Это происходит на фоне резкого роста стоимости проектов: серийные ледоколы могут подорожать вдвое, стоимость «Лидера» может увеличиться на 60%, примерно до 200 млрд руб., а сроки его запуска могут сдвинуться на конец 2029 года.

И хотя глава Минпромторга РФ Денис Мантуров обещал построить на российских верфях порядка 120 судов различных типов для Северного пути, это такое же завиральное обещание, как и путинская «тысяча самолетов до 2030 года», на которой успел пропиариться и Лукашенко.

Еще одной проблемой Северного пути стало отсутствие единого логистического оператора, который координировал бы действия всех структур. Ведь до северных судов белорусский калий еще необходимо доставить, в том числе по железной дороге. Во сколько это обойдется, можно только догадываться.

Поэтому закономерно, что на сегодня Северный путь полноценно функционирует лишь в теплую пору года. Его перспектива во многом завесить от динамики глобального потепления, если таковое случится. Но даже если это и произойдет, вряд ли Александр Лукашенко останется к тому времени при власти, да и доживет ли он до нового российского ледокола — тоже остается под вопросом.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть