Политика

Ненужный атом: почему идея строительства второй БелАЭС лишена смысла

Александр Лукашенко задумывается о постройке в Беларуси второй атомной электростанции. Об этом он заявил 30 апреля во время поездки в пострадавшие от последствий Чернобыльской аварии регионы. Глава государства считает, что общество уже «переболело» постчернобыльским синдромом, поэтому, помимо уже существующей БелАЭС в Островце, можно построить еще одну.

Однако проблемой является не настроение общества. На него автократ никогда не обращал особо внимания. Вопрос заключается в экономической целесообразности.

  • Запертая АЭС 

Рассуждения Лукашенко о второй АЭС проходят на фоне озабоченности правительства Беларуси тем, как повысить потребление электроэнергии. Еще в июле 2023 года был запущен второй энергоблок БелАЭС, но никто из соседей, включая Россию, не спешит заключать с Минском контракты на покупку электроэнергии.

Для строительства первой АЭС Беларусь взяла у России кредит в размере $10 млрд. Заплатить по нему придется каждому белорусу, и было бы неплохо, если бы эта АЭС приносила прибыль от экспорта электроэнергии.

Неудивительно, что эксперты расходятся во мнение сроков окупаемости БелАЭС. Никто не знает потенциальных рынков для этих мощностей, и будут ли они вообще вне Беларуси.

Специалисты Института энергетических и ядерных исследований Академии наук Беларуси считают, что окупаемость БелАЭС — примерно 15-20 лет. Руководство АЭС называло срок в 19 лет.

Независимые эксперты общественного объединения «Экодом» говорят о 60 годах, при условии одновременно высоких цен на урановое и газовое топливо.  А 60 лет — это проектный срок эксплуатации станции.

  • Крах бизнес-модели БелАЭС

Разгадкой такого разброса мнений окупаемости являются разные факторы, в том числе политические. Бизнес-модель БелАЭС разрабатывалась в конце 2000-х годов. Тогда после закрытия в 2009 году по требованию Евросоюза литовской Игналинской АЭС страны Балтии стали энергодефицитными.

БелАЭС и белорусская теплогенерация на газе должны были стать фундаментом продаж дефицитной, пиковой электроэнергии в страны Балтии и Польшу. Кроме того, в зимнее время небольшие объемы энергии покупала Украина. Тогда как России белорусская электроэнергия, сгенерированная на российской газе и ядерном топливе, вообще не нужна.

После белорусского политического кризиса 2020 года разработанная бизнес-модель пошатнулась, а в февраля 2022 года — рухнула.

  • Потерянные рынки

Украина перестала покупать белорусскую электроэнергию после того, как российские войска организовали военное наступление с территории Беларуси на Киев. Кроме того, Украина отсоединилась от общей энергосистемы с РФ и РБ.

Страны Балтии тоже перестали покупать белорусскую электроэнергию, и планируют отключиться от российско-белорусской системы, перейдя на европейскую в феврале 2025 года.

Два потенциальных рынка генерации Беларуси закрыты надолго и вернуть их можно только сняв все политические и военно-политические угрозы. При тесном союзе Путина и Лукашенко это выглядит невозможным.

В общем, построить вторую АЭС можно, но продавать электроэнергию некому. Если забыть о «Росатоме», единственном подрядчике и выгодополучателе такого строительства, непонятно кому нужна эта авантюра.

Идея постройки второй АЭС — это в лучшем случае традиционный пиар Лукашенко. Было бы хорошо, чтобы на пиаре все и закончилось, так как расплачиваться придется нам.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть