Политика

Парадоксы «дискредитации»: как белорусская власть поставила диагноз сама себе

Подписанный недавно Александром Лукашенко закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», не только предусматривает расширение смертной казни за измену государства, но и расширяет понятие «дискредитации Республики Беларусь». В дополнение к распространению сведений (разумеется, «заведомо ложных») о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь и деятельности государственных органов, с 25 марта подсудным деянием стала и дискредитация Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, военизированных организаций.

Какие «военизированные организации» имеются в виду, сразу так сказать трудно. Если речь идет о «народном ополчении», которое должно вести партизанскую деятельность в случае нападения супостата – то оно карикатурно и без того. То же самое касается и егерей с рыбинспекторами, которых по указанию главы государства ставит под ружье брат Ивана Тертеля.

  • При этом дискредитировать Вооруженные силы можно сам разным образом: либо в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет.

Юристы сами недоумевают, пытаясь понять, зачем понадобилось вдруг отдельно выделять вооруженные силы, ведь статья о «дискредитации Республики Беларусь» воистину всеобъемлюща и под нее теоретически можно попасть за что угодно. Например, недостаточно восхитившись программами телеведущего Азаренка.

Но белорусский Уголовный кодекс – вещь не статичная и очень быстро реагирующая на новые угрозы режиму, а в некоторых случаях даже срабатывающая на опережение.

Например, до массовых протестов против фальсификации президентских выборов 2020 года «дискредитировать Беларусь» можно было только перед иностранцами: формулировка статьи предусматривала «предоставление заведомо ложных сведений… иностранному государству или международной организации». Однако уже в 2021 году у режима появилась необходимость изолировать в тюрьмах большое число недовольных с соблюдением видимости законных процедур. Для чего из статьи убрали упоминания об «иностранных государствах» (как показывает практика, «дискредитировать» теперь можно даже в мессенджерах), да и санкцию увеличили с двух лет до четырех.

Подрыв русского агрессивного самолета в Мачулищах вдруг открыл окружению Лукашенко глаза на новый вызов и оно прореагировало ожидаемо: откорректировав статью в белорусском УК. Вряд ли это остановит деятельность партизан, но население, во всяком случае с опаской, будет впредь пересылать друг другу видео дрона, без всяких для себя помех летающего по сверхсекретному аэродрому и даже присаживающегося на российский А-50. Собственно, режиму это и нужно.

«Это всего лишь сигналы со стороны власти о том, что конкретно в эту сторону теперь говорить опасно. Опасно критиковать армию, потому что власть за этим наблюдает», – объясняет нововведение политический аналитик Артем Шрайбман.

Прошлые потрясения режима также оставили свой несмываемый след в Уголовном кодексе. Вряд ли еще где-то в мире есть столько уголовно наказуемых форм дискредитации кого-нибудь. Например, президента можно на выбор: или оклеветать по статье 367, или публично оскорбить по статье 368. Кроме того, статья ждет и оскорбивших представителя власти: если речь идет о власти исполнительной или представительской, то это статья 369 (до трех лет лишения свободы), а если власти судебной – то 391 (до трех лет химии). Кстати, в уголовном кодексе криминализировано оскорбление не только представителя власти, но и его близких.

Вот, например, Владимир Цепкало умудрился одновременно «дискредитировать Беларусь» и клеветать на Лукашенко только тем, что посмел выдвинуться кандидатом в президенты. Роман Протасевич был захвачен в самолете, принудительно посаженном в Минске, и сейчас обвиняется в «дискредитации Президента». А вот те, кто публично назовут захват самолета с Протасевичем актом воздушного пиратства, вполне могут схлопотать срок уже за «дискредитацию Беларуси».

Дискредитировать, оказывается, можно и из-за границы: эту статью вместе с 366-й (насилие или угроза насилием в отношении должностного лица) вменили украинскому нардепу Алексею Гончаренко, предположившему, что «Лукашенко будет висеть на столбе». Сам Гончаренко, кстати, говорит, что никак не мог таким образом угрожать белорусскому президенту, так как считает законно избранным главой Беларуси Светлану Тихановскую.

  • По сути, перед нами диагноз, который узурпировавший власть в Беларуси режим поставил сам себе. Нормальная страна, заботящаяся о своих гражданах и их свободах, не будет переживать относительно какой-то «дискредитации» – она будет просто выше этого.

В отличие от архаичной диктатуры, правящей с помощью оккупационного контингента другой страны, которая всегда будет пытаться скрыть очевидное. Более того, в нормальном государстве и в голову не придет кого-то там «дискредитировать». А вот обменяться мнениями по поводу тех же Вооруженных сил или эффективности работы чиновников на выборных должностях – это сколько угодно. В отличие от Беларуси такой обмен мнениями по-прежнему составляет предмет преступления.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть