Экономика

Из-за санкций Беларусь лишилась 18% ВВП

Косвенное влияние санкций на всю экономику (брутто-эффект) в 2022 году составило примерно в 12% от уровня ВВП предыдущего года, в 2023 году — около 6%. Такая оценка приводится в публикации BEROC «Экспертный взгляд», авторы которого констатируют, что прямым потерям Беларусь смогла успешно противостоять.

Старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук обращает внимание, что нетто-эффект санкций, оказался намного слабее, чем ожидалось, а степень адаптации экономики – выше. Однако здесь важно, с чем мы сравниваем. Если оценка делается относительно фактического выпуска 2021 года, то в 2022 году прямые потери составили 4,7%, а в 2023-м – около 1%.

Иная ситуация складывается, если мы сравниваем фактический выпуск не со вчерашним днем, а с гипотетическим уровнем выпуска, который бы сложился при отсутствии санкций. При таком сценарии с 2021 года экономика продолжала бы расти примерно на 1% ежегодно. В этом случае фактические санкционные потери составляют 7,2% в 2022 году и 4,6% в 2023-м. В итоге получается почти 12% недополученного совокупного выпуска.

Среди способов, с помощью которых властям удалось сгладить прямое воздействие санкций, авторы обзора называют переориентацию на российский рынок и создание новой логистики поставок через российскую территорию.

«В этом плане возможности адаптации также оказались весьма недооцененными. Значительная часть внешней торговли неподсанкционными товарами сегодня идет через Армению, Грузию, Казахстан. В начале введения санкций виделось, что настолько масштабная логистическая перестройка может занять несколько лет», — поясняет Дмитрий Крук.

Кроме того, негативное воздействие санкций помогают подавить прямые и непрямые вливания от России в виде кредитов, финансирования проектов по импортозамещению, реструктуризации долга. Свою роль играет и то, что цена на газ для Беларуси сохранилась на уровне 2021 года (128,52 доллара за тысячу кубометров) при том, что рыночная цена на него в Европе в 2022 году подскочила и сегодня остается весьма высокой.

У применения всех описанных механизмов есть побочные эффекты, так как постановка белорусской логистики на российские рельсы делает ее крайне уязвимой. По сути, не имея конкурентов, Россия в любой момент может заблокировать часть белорусского экспорта, и особенно просто это сделать в случае стратегических товаров (калийных удобрений и нефтепродуктов). К тому же белорусская сторона находится в зависимости от тарифной политики в России на использование железнодорожной инфраструктуры, а также портового обслуживания.

«Кроме логистической, возросла зависимость от схем энергетического субсидирования. Если по какой-то причине отпадает газовый или нефтяной канал российской поддержки, то сложившаяся в Беларуси экономическая архитектура быстро станет несостоятельной», – говорится в обзоре.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть