Экономика

Импортозаменить велосипед: почему режиму Лукашенко не удаются инфраструктурные проекты

Процесс импортозамещения высоких технологий в Беларуси полностью построен по российскому стандарту. Механизм простой, описанный еще Ходжой Насреддином: нужно заявить о некоей полностью технологии, взять финансирование на создание опытного образца и пообещать массовое внедрение до какого-то года. После чего о новшестве можно благополучно забывать.

Хороший пример – представленный учеными НАН опытный образец «белорусского электромобиля». Зампредседателя президиума НАН Сергей Чижик уже сейчас уверен в его скором «массовом» производстве.

«Когда это произойдет, доля отечественных компонентов увеличится», – говорит он.

А мы тем временем задаемся вопросами: так что, он не полностью импортозамещен? Нет, скромно признается ученый, пока только на 70%, но вот в перспективе…

Напомним, что Россия тоже таким образом уже собрала «на 70% российский» самолет МС-21, но вот как назло оставшиеся 30% никак не дают возможности запустить самолеты в серию, сроки все время отодвигаются. Также непонятно, как «массово» собирать электромобили в условиях санкций, к которым зачастую присоединяются даже китайские товарищи?

  • Конечно, некоторое количество критических товаров страна научилась получать через механизм «параллельного импорта», как сейчас вежливо называют контрабанду. Но «параллельный импорт» и массовое производство – вещи несовместимые. Тем более, совершенно непонятно, где отыщутся покупатели на белорусский электрокар – в стране, где и обычный автопром находится в летаргическом состоянии.

Скорее можно предположить, что белорусский электромобиль повторит путь разрекламированного российского «Ё-мобиля», мобиль который после освоения денег спишут в утиль. К слову: популярный паблик «Чай с варэннем» предполагает, что модели электрокаров вообще сделаны из фанеры.

Посмешище под названием «белорусский ноутбук номер один», продемонстрированный Александром Лукашенко 1 сентября, тоже оказался отечественным только на 12%. По версии главы государства, ноутбук собрали «умные люди», которые «пошатались по миру в поисках самого лучшего, чего мы не можем создавать сами – процессоров, программного обеспечения». Даже проверить это не представляется возможным – на заводе «Горизонт» отказываются комментировать девайс, ссылаясь на «коммерческую тайну». Сам Лукашенко уверяет, что к концу года локализация компьютера достигнет 30% и, видимо, считает это хорошим результатом. Забывая при этом, что совсем недавно им за похожий уровень локализации был снят с должности директора мотовелозавода Николая Ладутько.

Напомним, что во время визита на завод 15 августа Александр Лукашенко остался крайне недовольным продемонстрированной ему моделью мотоцикла M1NSK, который на поверку оказался репликой китайского Mash X-Ride 650, внешне копирующего небезызвестный итальянский Ducati Scrambler.

На прямой вопрос главы государства, какие детали представленного ему мотоцикла произведены в Беларуси, руководитель предприятия ответил, что на заводе производится только сборка из закупленных в КНР комплектующих, включая даже фары и щитки. Особенно возмутило Лукашенко то, что даже шины на мотоцикл закупаются в Китае, при том, что в Беларуси имеется завод по производству шин. По итогам этой презентации Лукашенко распорядился заменить директора на кого-нибудь помоложе.

О том, что минский завод «Мотовело» в принципе не поддается модернизации, говорилось неоднократно. Однако для Александра Лукашенко создание белорусского мотоцикла стало, видимо, вопросом принципа. На реализацию проекта была брошена такая аппаратная величина, как председатель Совета Республики Наталья Кочанова. Очевидно, в окружении Лукашенко посчитали, что если Кочановой удалось провести конституционный референдум с заданными результатами, то и справиться с отечественным мотоциклом ей будет по плечу.

Кочановой нужно всего-то ничего: показать в продаже массово выпущенный белорусский мотоцикл или хотя бы велосипед. Но их нету, есть только некие отдаленные перспективы на горизонте. Но, как и полагается линии горизонта, эти перспективы отодвигаются по мере приближения к ним.

  • Грандиозные инновации, которые были обещаны белорусам, но которые так и не стали реальностью, можно перечислять бесконечно. У нас единственным отечественным брендом из тех, выпуск которых удалось организовать в промышленных объемах, остаются футболки с цитатами Александра Лукашенко – их уже можно купить даже в недавно отреставрированном белорусском павильоне московской ВДНХ.

Правда, руководство «Беллегпрома» отказалось открывать магазины с изречениями за пределами Минска. Якобы потому, что нельзя превращать Лукашенко в «массмаркет», но более вероятно, что просто спроса нет.

Кстати, если мы уж упомянули Лукашенко, то как не вспомнить и данное им обещание привиться от коронавируса фирменной отечественной вакциной? В декабре 2020 года Лукашенко уверял, что на ее разработку «понадобятся небольшие деньги, около 5 миллионов рублей».

«Как только белорусская вакцина на столе, мы сразу и влево, и вправо, и в ногу – куда угодно уколемся. Так что давайте вакцину – я готов», – говорил глава государства.

Но вот заканчивается 2022-й, а руководство «БелВитунифарма» обещает предклинические испытания препарата только с 1 декабря, а промышленное производство – годом позже. Не удивимся, если и эти сроки сдвинуться еще далее. Так и остается Александр Григорьевич непривитым, а белорусский народ – со «Спутником» и китайскими препаратами.

Ну и, наконец, об инфраструктурных проектах – портах. Все-таки после того, как Литва отрезала Беларусь от Балтики, Александр Лукашенко начал искать пути через Россию. Аграрный министр Игорь Брыло даже уверял, что сельхозпродукцию можно доставлять через Дальний Восток «быстрее, чем через Одессу». А после встречи с Лукашенко губернатор Мурманской области Андрей Чибис неожиданно заявил о «финальном» решении касательно перевалки белорусских грузов через мурманский порт и строительстве для белорусского экспорта еще одного терминала в порту Лавна на западном берегу Кольского залива.

Позвольте, спросим мы, а как же терминал, строящийся в порту Бронка под Санкт-Петербургом, который Лукашенко даже инспектировал в конце июня? Есть много фотографий Лукашенко, инспектирующего порт Бронка, но на них не зафиксировано ничего, что бы хоть отдаленно напоминало строительные работы. Судя по публикациям российской прессы, они далеки не то что от завершения, но даже от начала.

По мнению источников «Коммерсанта», сроки строительства такого рода объекта составят 3–4 года, а стоимость проекта может достичь $600 млн. При этом они не уверены, что у Минска вообще есть такие деньги. Собирались выделить на тот проект средства, сэкономленные на строительстве Белорусской АЭС (еще один странный проект, который больше простаивает, чем работает), но существуют ли они в достаточном количестве – неизвестно.

  • Возможно, расчет был на то, что на строительство порта даст кредит Кремль, даже несмотря на то, что российские калийные олигархи однозначно недовольны демпингом белорусских конкурентов, а российские портовики не хотят иметь дела с белорусами, чтобы не попасть под еще большие санкции.

Будет ли в итоге что-то построено на берегу Кольского залива? Если принять во внимание судьбу всех вышеописанных проектов, то вряд ли. Лукашенко не может разобраться даже с небоскребом «Газпром центра», который строится в Минске с 2013 года.

И еще один немаловажный момент: если мы предположим, что строительство нового порта займет три года, то может ли кто поручиться, что при власти к тому времени все еще будет оставаться лукашенковский режим? А ведь никакому другому белорусскому правительству собственный терминал в Заполярье не нужен и даром.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть