Политика

Иллюзия осажденной крепости: зачем Лукашенко пугает белорусов

За полтора дня работы Всебелорусского народного собрания Александр Лукашенко наговорил столько, на сколько в обычных условиях ему бы понадобилось как минимум полтора месяца. В частности, мы узнали о планах оппозиции захватить Кобринский район, провозгласить там новую власть и обратиться за помощью к НАТО. Самим же политэмигрантам глава государства посоветовал «забыть о своей собственности в Беларуси» и прямо угрожал расправиться с их родственниками. Кроме того, Лукашенко растрогал присутствующих своим рассказом о том, как «обнимался со стратегической боеголовкой» во времена ядерного разоружения страны.

В дуэте с белорусским диктатором выступал глава КГБ Иван Тертель, сообщивший о проведении «ряда острых чекистских мероприятий, позволивших предотвратить нанесение ударов боевыми дронами с территории Литвы по объектам в Минске» (в Литве быстро выступили с опровержением). Кроме того, по словам Тертеля, в Киеве бойцы полка Калиновского, батальонов «Волат», «Террор» и «Литвин» якобы готовят планы по вторжению в Беларусь, расположившись на улице Богатырской, 30 — из-за чего в украинской столице срочно была эвакуирована детская больница, расположенная по этому адресу.

Такого рода заявления характерны для главы белорусской спецслужбы: в прошлом году он рассказал, например, о «семи хоругвях боевиков», тренирующихся в Белостоке на улице Вышинского, 6-а (по этому адресу располагается хаб «Новая зямля»). Также Тертель заявил о якобы намерениях оппозиции провести кибератаки на Белорусскую АЭС, критическую инфраструктуру и производства, чтобы спровоцировать техногенные катастрофы.

От Лукашенко же досталось странам Балтии, Польше и Финляндии, которые наш диктатор оптом обвинил в «фашизме», ну и, соответственно, Германии — за размещение армейской бригады на территории Литвы. Разумеется, прилетело и Украине, с ее «патовой» ситуацией на фронтах.

«Я знаю настроения военных украинских. Им уже эта война надоела», — добавил белорусский президент фразу, которую не устает повторять уже третий год.

Мы не раз говорили о том, что «психические» заявления Александра Лукашенко должны создавать у его российского коллеги видимость готовности к поддержке «спецоперации». Если в первые два года войны это стремление иллюстрировалось бесконечными маневрами, то сейчас учения проводятся реже, зато заявления звучат громче. Конечно, это не более чем сотрясание воздуха, и искать в словах Лукашенко и Тертеля скрытые смыслы бесполезно.

Правда, нельзя сказать, чтобы очередная вспышка активности главы Беларуси была связана с Россией: Владимир Путин сейчас занят подготовкой к инаугурации, после которой последует перетасовка кадрового состава российского правительства. И, как мы видим по недавнему аресту замминистра обороны, идет нешуточная борьба за то, чтобы остаться в путинской обойме, настоящая «аппаратная СВО». Там точно сейчас не до Беларуси.

Причина резких заявлений руководства Беларуси может быть только внутренняя. И она на поверхности. Потому что в стране собралось Всебелорусское народное собрание, но при этом народ все равно не может понять, для чего оно нужно. Зачем человеку, и так называющему себя президентом, еще и кресло главы ВНС? Каких полномочий ему еще не хватает?

Лукашенко с Хрениным и Тертелем дают народу ответ, не очень аргументированный, но эмоциональный: а что же вы хотите — у нас здесь война… С одной стороны литовские дроны, с другой — украинские лазутчики. Тут нужен глаз да глаз, ну и желательно атомная бомба.

Создание атмосферы осажденной крепости необходимо сегодня не только для изоляции страны, а чтобы правящая клика могла объяснить народу, во имя чего она узурпировала власть. Внешня угроза сегодня — главная политическая «скрепа» страны.

Собственно говоря, когда Лукашенко выдал свою коронную фразу «откуда на Беларусь готовилось нападение», это казалось удачной импровизацией, но пропаганда сумела сделать из нее чуть ли не национальную идею. С того времени коммуникация с народом сводилась только к рассказам о новых врагах, число которых значительно выросло с 2022 года. И, несомненно, будет расти до самого дня падения режима, который ничего более привлекательного белорусам предложить так и не смог.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть