Политика

«Царь не настоящий». Общественная легитимность власти — уроки Казахстана для Беларуси

Бушующие протесты в Казахстане еще и еще раз убеждают, что легитимность власти – вещь, с которой приходится считаться даже самым авторитарным правителям. Возможность повторения казахстанского сценария в отношении белорусского лидера – вот главный кошмар белорусской власти сейчас.

Нетрудно заметить, что белорусский официоз в оценке событий, происходящих в Казахстане, концентрирует внимание на двух аспектах.

Старые методички для новых событий

Первый аспект — экономический и касается роста цен на газ, который и послужил детонатором для выступлений казахстанцев. Характерно в этом плане название статьи на сайте sb.by под названием «Газовые протесты в ЕС и Казахстане».

Основное послание – доказать, что уж в Беларуси протестов по такому поводу быть не может.

В другой публикации политический обозреватель Петр Петровский даже подвел под идеологическую базу: мол казахи протестуют из-за того, что у них нет государственной медицины и социально-ориентированного государства. А если у белорусов есть бесплатная медицина – то и протестовать-то в принципе незачем.

Другой месседж официоза прямо говорит о руководстве протестами в Казахстане извне. Мол, вокруг белорусского «островка стабильности» творится нечто инфернальное.

Чтение этих текстов вызывает стойкое ощущение дежавю: такое впечатление, что их авторы стряхнули пыль с публикаций полуторагодичной давности, методом автозамены поменяв в них слово «Беларусь» на «Казахстан». Словосочетание «цветная революция» упоминается в них повсеместно. Широко представлена «геополитика», Китай, уйгуры, США и Байконур. Вспомнили и о белорусских оппозиционных Telegram-каналах, которым сейчас приписывается не более и не менее, как руководство казахским «майданом».

Сигналы идеального шторма

Мы-то уже заметили четкую закономерность: если официоз заговорил про «цветную революцию», значит, белорусское руководство заметило угрозу непосредственно для себя. И не одну, а целую россыпь проблем. Самая незначительная из которых – экономическая и политическая дезинтеграция стран ЕврАзЭС.

России, которая является основным финансовым спонсором Минска, возможно, теперь придется перенаправить часть финансовых потоков в направлении Нурсултана.

Впрочем, в белорусском руководстве не считают это проблемой, тем более там рассчитывают, что события в Казахстане отвлечет Кремль от реализации интеграционных планов Кремля относительно западного соседа.

Вторая проблема связана с резкой активизацией казахского протеста: если первые митинги выглядели стихийными и сравнительно мирными, то четырех дней их участникам хватило для того, чтобы начать жечь полицейские автомобили и захватывать административные здания.

Сегодня с трудом можно представить такого рода беспорядки на улицах столицы Беларуси, однако, кажется, в руководстве государства возможность внезапного и радикального уличного протеста рассматривают более чем серьезно.

Легитимность — недооценка роли общества

Самое тревожное для властей в Минске то, что казахские протесты проходят на фоне обсуждений нового проекта белорусской конституции, основная задача которой – найти способ продления власти Александра Лукашенко, в чем сходятся большинство экспертов.

Для действующего белорусского президента с его уровнем полномочий не является проблемой создать новый конституционный орган власти и возглавить его. Однако в его администрации крайне опасаются, что общественное мнение не воспримет Лукашенко-главу Всебелорусского народного собрания авторитетом такого же уровня, как нынешнего Лукашенко-президента.

Легитимность – вещь, с которой приходится считаться самым авторитарным лидерам, которые более всего боятся услышать пресловутую фразу о том, что «царь не настоящий».

Создание новой должности может десакрализировать правителя, что хорошо понимал, например, Владимир Путин, пытаясь выстроить под себя альтернативные центры государственного управления. Среди вариантов продления его полномочий рассматривался и пост президента Союзного государства, и пост главы наскоро вписанного в конституцию Госсовета России. В итоге Путин прямолинейно пошел по пути «обнуления сроков».

Обратите внимание, что в нынешнем году так же истекают сроки пребывания китайского лидера Си Цзинпина на должности генерального секретаря ЦК КПК, а в следующем – и на должности председателя КНР. В 2018 году китайский руководитель отменил все существовавшие ограничения на переизбрание, однако аналитики ожидают, что внутренняя оппозиция предпримет шаги к отстранению Си от власти, упирая именно на его нелегитимность.

Лукашенко так же видел, как авторитарный лидер Армении Саргсян без проблем избрался премьером, но был почти сразу же свергнут в ходе массовых антиправительственных выступлений. Оказалось, что народ, остерегавшийся выходить против Саргсяна-президента вполне готов восстать против того же Саргсяна на посту премьера.

Казахстан, белорусские мотивы

Система сохранения власти в Казахстане намного более похожа на белорусскую. Бессменно правивший страной 30 лет президент Нурсултан Назарбаев всего два года назад передал президентскую должность марионеточному Касыму Токаеву, оставшись на должности главы совета безопасности и лидера правящей партии. И вот результат: на улицах казахских городов толпы недовольных требуют отставки всего клана «елбасы».

Всего лишь пересев из кресла президента в кресло главы совбеза, бывший «лидер казахской нации» утратил свою легитимность в глазах общества. Из несменяемого руководителя в общественном мнении он и его окружение превратились в обычных чиновников, которые почему-то узурпировали власть.

Возможность повторения подобного сценария в отношении белорусского лидера – вот главный кошмар белорусской власти сейчас.

«По сути, Казахстан 4 января 2022 года — это 17 августа 2020-го в Минске», – говорится в уже упомянутой статье на sb.by. С той лишь разницей, что мы знаем, как развивались события в Минске в конце 2020 года, а вот по какому пути пойдут протесты в Казахстане – загадка. За которой, конечно, будут активно следить как в администрации Александра Лукашенко, так и в лагере белорусской оппозиции.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть