Политика

Экономика дефицита: почему Лукашенко зациклен на продуктах питания

Помимо неурожая зерновых и проблем в животноводстве, о чем Александр Лукашенко рассказал во время республиканского семинара в Солигорске, наметились трудности и с некоторыми овощами. Об этом говорит заместитель председателя Витебского облисполкома Анжелика Никитина, пишет «Зеркало».

«Есть проблемы с луком и яблоками. Из-за погодных условий в этом году недобрали свеклы, капусты и моркови», — сообщила она.

Сомнительно, что при современных технологиях производства продовольствия и, пусть относительной, открытости границ белорусы останутся без еды. В конце концов огрехи государственного планирования восполнят фермеры и предприниматели. Тем не мене возникает вопрос, почему из года в год всплывает тема нехватки тех или иных продуктов. Или, как говорит Лукашенко: «Только взялся за зайца, пропала сметана».

Трудно представить, чтобы в какой-либо стране Европы вдруг начались проблемы с едой. Много разговоров о наводнившем ЕС украинском зерне, но это скорее из-за перепроизводства, а не наоборот. Пишут, что эстонские фермеры намерены прекратить выращивание экологически чистых зерновых культур (органическое земледелие), поскольку цена органического зерна упала до уровня обычного. Летом бастовали испанские фермеры, требуя помощи в условиях адской засухи.

Но эти новости никак не сопоставимы с белорусскими «засранными коровами», как выражается Александр Лукашенко.

Венгерский экономист Янош Карнаи, которого называли самым выдающимся в социалистическом и постсоциалистическом лагере, вывел понятие «экономики дефицита». По его мнению, нехватка товаров объяснялась не столько отсутствием их производства, как ошибками планирования и системными недостатками. Таким образом в условия существующего режима и экономической модели белорусские аграрии просто не способны прыгнуть выше головы, сталкиваясь то с проблемами кадров, то мотивации, то государственного регулирования.

Конечно, белорусском лидеру как бывшему директору совхоза «Городец» удобно мусолить аграрную тему, в которой он, наверное, разбирается. Тем более образ хозяйственника, который помог ему прийти к власти, выручает и по сей день. Тем не менее очевидны глубинные проблемы системы.

С другой стороны, «коровы» Лукашенко хоть как-то заполняют информационную дыру общественной активности в стране. На фоне отсутствия реальной политической деятельности, светской жизни, расследований, открытых дискуссий гроза животноводов Лукашенко выглядит еще ничего.

Возможно, диктатор сам верит, что угрозы белорусским аграриям, по его словам, «открутить голову» повысят надои молока. Или что есть некий дефицит, склоняющий целые страны договариваться с ним. Возможно, это Лукашенко имел ввиду, упрекая Польшу в тому, что ее «бедные» граждане таскают белорусскую соль через границу к себе домой. Но ведь поляки могут и обидеться. Потому что в свободных странах дефицита не будет никогда.

Хотя есть у Александра Лукашенко союзники по экономике дефицита. В России, например, так отрегулировали рынок топлива, что возник дефицит бензина и дизеля – введен запрет на их вывоз из страны. На заправках выстроились очереди, цены поползли вверх. Так крупнейший мировой добытчик и экспортер углеводородов оказался неспособным помочь даже самому себе.

Андрей САХНЕВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть