Беларусь присоединится к ШОС в 2024 году. Однако перспектив в этой организации практически нет
![](https://bel-news.by/wp-content/uploads/2023/07/flagi_shos.jpg)
В следующем году Беларусь присоединится к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в качестве полноценного члена. Процесс вступления Беларуси завершится к следующему саммиту объединения.
Однако за 20 лет существования ШОС не удалось реализовать ни одного крупного экономического проекта, заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Рассказываем, какие экономические проекты планировала реализовать организация и насколько перспективно вступление в ШОС для Беларуси.
Спустя два года существования, в 2003 году, государства-члены ШОС приняли программу торгово-экономического сотрудничества. Она заключалась в увеличении потока товаров в регионе и создание благоприятных условий для инвестиций. Спустя год в рамках программы были выделены конкретные проекты экономического сотрудничества, в качестве приоритетных направлений выделили: транспорт, энергетику и сельское хозяйство. Позже к ним добавилось еще одно — освоение нефтегазовых месторождений и постройка газо- и нефтепроводов.
От качества транспортного сообщения во многом зависит экономический рост организации, однако за 20 лет членам ШОС так и не удалось решить проблемы в транспортной сфере, среди них: некачественные дороги, различия технических стандартов в нормативно-правовой сфере, наличие таможенных барьеров и низкой пропускной способности пунктов, а также разная ширина железнодорожных путей.
- Количество стран-членов ШОС растет, однако транспортное сообщение никак не меняется, в основном страны-члены организации сотрудничают в двустороннем порядке. В организации так и не удалось создать общую систему импорта, экспорта и торговли между странами.
Зачастую ШОС приписывается создание «Экономического пояса Шёлкового пути», однако государства-члены организации лишь поддержали инициативу Китая о создании такого широкомасштабного проекта. Китай активно финансирует создание инфраструктуры и кредитует экономики задействованных в проекте стран. Конечно, выгоды ШОС от строительства присутствуют, поскольку в рамках проекта страны получают кредиты и инвестиции для развития инфраструктуры и торговли. Хоть вопросы существенно влияют на экономический потенциал развития ШОС, Шелковый путь — заслуга исключительно Китая.
С начала создания организации началось сотрудничество в рамках Энергетического клуба ШОС. В рамках Клуба планировалось развитие системы транспортных энергокоммуникаций, выработка согласованных действий на мировом энергетическом рынке, а также разработка программ энергетического развития стран-членов и стран-партнеров. Однако за все время существования Энергетический клуб так и не стал полноценным институтом, несмотря на то, что все страны члены обладают высоким энергетическим и ресурсным потенциалом. Структура по-прежнему носит консультационный характер, где вопросы энергетики обсуждаются, но никак не решаются и не согласовываются. Что также негативно сказывается на экономическом потенциале организации.
- Как видим, сотрудничество в наиболее перспективных областях — транспорте и энергетике, так и не было развито. В организации нет ни институтов, ни органов, которые могли бы финансировать проекты. Как отметил президент Казахстана Токаев, ни один многосторонний проект в рамках ШОС так и не был реализован, а экономическое сотрудничество в рамках ШОС так и не обрело организационных и финансовых инструментов.
Вероятно, даже если режим не получит эффекта от экономического сотрудничества в рамках организации, он будет довольствоваться любой поддержкой стран-участниц, ведь это единственные страны, которые все еще готовы сотрудничать с нелегитимной властью.