Политика

Беларусь на шаг ближе к аннексии: какие сценарии может использовать Кремль

По идее, Александра Лукашенко не очень должны были радовать пятничные сюжеты из Москвы, где Путин подписывал бумаги о «вхождении» в РФ четырех областей Украины. Белорусский диктатор не может не понимать, что в очереди на присоединение его государство стоит следующем.

Судя по всему, лозунг «демилитаризации и денацификации» Украины сейчас снят с повестки дня полностью, а включение Донецкой, Луганской, Запорожской и Харьковской области в состав России и представлено народу, как конечная цель всей операции, в которой российские войска понесли крупнейшие с конца Второй мировой войны потери. Не то, чтобы в Кремле и сейчас не мечтают по возможности поглотить всю Украину, но техническая невозможность реализации таких планов дошла уже даже до Путина. Поэтому дальнейшие бои будут объясняться не потребностью «денацифизировать Украину», а необходимостью «защиты рубежей России».

Но так как, по словам самого Путина, российские рубежи не кончаются никогда, идея присоединить еще что-нибудь может возникнуть у него еще до конца украинской военной авантюры. Причем, как мы уже писали ранее, неблагоприятный исход всей украинской операции скорее всего только подхлестнет экспансионистские настроения российской верхушки, которая привыкла каждый новый кризис гасить созданием еще большего кризиса. Такая политика очень напоминает строительство финансовой пирамиды, но русский народ ментально готов к ней – не зря же в этой стране такого размаха в свое время приобрела скупка билетов «МММ» (а их распространитель сейчас возглавляет самостийную «ДНР», кстати).

В случае благоприятного исхода «спецоперации», вопрос о том, кого присоединять следующим, разумеется, окажется на повестке дня под номером первым. Путинский режим давно уже не может предложить своему народу ничего, кроме «величия» (преимущественно, бутафорского). А потому без регулярных военных операций против соседей у россиян могут возникнуть вопросы, по какому праву окружение Путина узурпировало власть в стране и занимается ее разграблением и уничтожением. И выбор кандидатов тут будет невелик: Южная Осетия с Абхазией, Беларусь. Еще когда-то давно в СНГ просилась Сербия, но, кажется, передумала.

У каждого варианта есть минусы. Присоединить два южнокавказских квазигосударства не составит труда (в Осетии даже никак не получат отмашки доля проведения уже анонсированного соответствующего референдума), однако после четырех украинских областей с миллионами жителей присоединять какую-то Осетию с населением меньше российского райцентра для Путина будет однозначным понижением градуса. Ведь присоединения для него и его подданных – как очередная доза для наркомана, которая должна быть больше предыдущей. Но и с присоединением Беларуси также связана одна серьезная проблема и имя ей – Александр Лукашенко.

Нетрудно заметить, что у четырех украинских коллаборционистов, подписавших с Путиным договора о «вхождении» украинских областей в состав РФ есть нечто общее – полное отсутствие какой-либо харизмы. Украинские СМИ также отмечают, что большинство руководителей «военно-гражданских администраций» до российского вторжения были клерками самого низшего управленческого звена, некоторые – привезены из России, где также не блистали успешной карьерой. Наибольших успехов на украинском политическом поприще достиг Владимир Сальдо, побывавший народным депутатом (до 2014) и мэром Херсона (до 2012 года), после чего исчез с украинского политического горизонта и последние годы жил в Крыму.

Из российских варягов наиболее высокопоставленным персонажем оказался Андрей Алексеенко, который даже подал в отставку с поста мэра Краснодара, чтобы возглавить пророссийское «правительство Харьковской области». Кстати, еще остается открытым вопрос, почему, имея вполне сформированную «военно-гражданскую администрацию» в Харькове, в Кремле не рискнули подмахнуть «присоединение» заодно и Харьковской области, в отличие от, например, Запорожской, где российские войска также не контролируют областной центр и значительную часть территории. Возможно, дело в том, что после потери Изюма и Купянска на упоминание Харьковщины в Кремле наложен негласный запрет и участие ее представителей в торжественных мероприятиях вызвало бы неуместные вопросы у некоторой части аудитории.

Что касается оккупационных администраций Донецкой и Луганской областей, то все наиболее харизматичные их лидеры давно уничтожены некими мифическими «украинскими ДРГ», а наиболее вероятно – российскими спецслужбами, поставившими на их место совершенно безвольных и серых марионеток.

Нет никаких оснований сомневаться в том, что уже сейчас в Кремле серьезно задумываются над тем, как интегрировать в российское правовое поле Беларусь, при этом не допустив интеграции в российское политическое пространство Александра Лукашенко. На фоне той безынициативной исполнительной массы, которую представляет собой современный российский политический класс, иметь подобного персонажа рискованно даже во главе Беларуси, как полностью интегрированного субъекта федерации.

А вдруг, увидев в Георгиевском зале Александра Лукашенко, российский народ увидит в нем царя получше нынешнего? Шанс призрачный, но в России вся сила карательных органов и заточена на то, чтобы бороться именно с призрачными шансами.

Более того, в Кремле также не сомневаются в том, что с Лукашенко никакой полноценного «воссоединения» не произойдет в принципе: он скользкий и гибкий словно угорь и каждый раз находит какую-то лазейку чтобы, демонстрируя полную готовности к интеграции, не интегрироваться. Одновременно с этим убрать Лукашенко таким же способом, как в свое время устранили «главу ДНР» Александра Захарченко. Причина здесь сугубо прагматичная: с исчезновением Лукашенко сразу же посыплется и вся выстроенная им политическая система, после чего единственным способом сохранить Беларусь в российской орбите будет ее полноценная оккупация и установление военного контроля над всей территорией. И это при том, что армия сейчас нужна на украинских фронтах и свободных ресурсов нет. И при условии, что белорусы не будут оказывать сопротивление, разумеется.

При этом Россия использует один и тот же алгоритм при формировании местных органов управления на оккупированных территориях, и вполне может задействовать его в Беларуси. Нетрудно заметить похожесть созданных Россией «военно-гражданских администраций» в аннексированных областях на структуры компартий союзных республик в составе СССР: формально во главе каждой из них стоял представитель титульной нации, реально же основные вопросы решал «варяг» из России на посту второго секретаря.

С такой точки зрения наиболее предпочтительным бы был вариант фактического отстранения от власти Александра Лукашенко с предоставлением ему декоративной должности и назначения в Беларусь своего «второго секретаря», который и подпишет тот самый договор о «вхождении» в состав РФ. Благо и сам глава государства внес в основной закон (по собственной ли инициативе?) должность главы Всебелорусского народного собрания, на которой очевидно и собирается дальше править страной. В таком случае Кремль был бы очень заинтересован иметь своего человека на вакантном посту президента Республики Беларусь. Такой кандидатурой может оказаться, например, председатель Совета республики Наталья Кочанова, чей аппаратный вес после конституционного референдума заметно вырос. К тому же она откровенно демонстрирует пророссийские взгляды, а недавно была награждена Владимиром Путиным орденом со странной формулировкой «за большой личный вклад в развитие российско-китайского культурно-гуманитарного сотрудничества». Считается, что таким образом российский диктатор выразил особое благоволение к этому белорусскому политику.

Мы однозначно не можем представить, как будет эволюционировать кремлевский режим в ближайшие два-три года. События развиваются с неимоверной быстротой. Возможно, Путин потребует от Беларуси референдума о вхождении уже через три дня – как это, собственно, и было с четырьмя украинскими областями. А может быть, после прецедента с Херсонской и Запорожской областями в России реанимируют идею вхождения в состав РФ не Беларуси, как целостного субъекта, а по отдельности шести входящих в нее областей. В любом случае можем быть уверены в том, что эволюция российского режима идет в направлении еще большего впадения в маразм и угроза перехода к прямой аннексии нашей страны близка, как никогда.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть