Экономика

Арабский сюрприз и зять Трампа: что не так с инвестициями в Беларусь

По информации Reuters, предприниматель из ОАЭ Мухаммед Али Алаббар, который получил от Александра Лукашенко под строительство около 1 тыс. га земли на севере Минска, решил продать свою долю белорусского бизнеса. Это не первый случай выхода из Беларуси крупных инвесторов. Но если раньше речь шла преимущественно о бизнесменах из «недружественных стран», то теперь это коснулось ОАЭ — любимого офшора семьи Лукашенко. Похоже, имиджевые и экономические потери из-за санкций догоняют правителя Беларуси даже там, где он не ожидал.

Тихий Kronospan

Стоит также обратить внимание на другого крупного инвестора в Беларусь — австрийца Питера Кайндла и его деревообрабатывающий холдинг Kronospan. Он создал в Беларуси империю, состоящую из свыше 10 связанных фабрик и логистических центров. Предприятия в Сморгони, Могилеве, Витебске, «Великом камне» на Гродненщине за эти годы получили свыше 1 млрд евро вливаний.

Не пугали австрийца и имиджевые риски — два года работы в подсанкционной Беларуси и еще два в условиях ее пособничества войне — бизнесмен вел свое дело максимально тихо.

Однако в начале это года, не создавая информационного шума, австрийский предприниматель покинул страну. Катализатором, как можно судить, стала потенциальная потеря 25% стоимости бизнеса по новым белорусским правилам отчуждения активов компаний из недружественных стран.

Такой риск стал последней каплей терпения в проблемном белорусском предприятии Кайндля, каким бы не был богатым лесной фонд РБ.

Трамп дороже Беларуси

Мухаммед Али Алаббар и его компания Emaar Properties занимается застройкой комплекса «Северный берег», который получил громкий статус «умного города». В руки арабского инвестора попал огромный участок внутри МКАД, что было бы невозможно без личного одобрения Лукашенко. Наличие инвестиций, земли и, главное, ее локация говорили о том, что проект будет успешным.

Сейчас будущее «Северного берега» туманно. Пока неизвестно, кто и на каких условиях согласился выкупить белорусские активы Али Алаббара.

Источники Reuters утверждают, что решение инвестора покинуть Беларусь оказалось сюрпризом для Лукашенко. Вероятно, это действительно так. Reuters также указывает, что решающими для Алаббара стали санкции США, наложенные на Беларусь за соучастие в войне.

Дело в том, что в середине марта этого года Мухаммед Али Алаббар начал совместный проект с Джаредом Кушнером (зятем Дональда Трампа) в столице Сербии Белграде. Поскольку американские санкции запрещают гражданам США иметь бизнес с Лукашенко, его окружением и аффилированными с ними компаниями, активы в Беларуси, вероятно, стали мешать арабскому инвестору налаживать партнерство с зятем бывшего и, возможно, будущего президента США. А это куда важнее застройки Минска.

Репутация превыше денег

Возможно, арабского бизнесмена в белорусском проекте сменит другой арабский предприниматель — «фасад», за которым спрячется Али Алаббар, теперь партнер зятя Трампа. Кроме того, в «Северном береге» может быть доля самого Лукашенко или его семьи, поэтому полная остановка застройки вряд ли возможна.

Как бы то ни было, арабский пример говорит о том, что иметь дело в Беларуси — рискованно даже для всеядного арабского бизнеса, безразличного к ценностям Запада. Все понимают, что нельзя сегодня жать руку Лукашенко, а завтра — зятю Трампа.

Словом, Лукашенко в очередной раз получил урок того, что репутация имеет значение даже в циничном мире больших денег и власти, а санкции действенны, что бы о них не говорили.

Виктор ЧЕРНЫШ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть