Общество

Загадки смоленской шляхты. Город никогда не забывал своих белорусских корней

390 лет назад в белорусской истории произошло знаменательное событие – коренной перелом в Смоленской войне между Речью Посполитой и Московским царством. В конце августа 1633 года объединенные войска Речи Посполитой сняли со Смоленска осаду московитов, а вскоре и окружили  противника. В итоге, город остался в составе литовско-белорусского государства – Великого княжества Литовского. Этот исторический юбилей практически совпал во времени с символическим провозглашением смоленской республики уже в наши времена.

  • Как для французов и немцев яблоком раздора были регионы Эльзас и Лотарингия, так в истории белорусов (литвинов) и россиян (московитов) таким регионом была Смоленщина. Занимающий стратегическое положение Смоленск является своеобразными воротами вглубь России, либо наоборот – вглубь Беларуси и далее на Запад.

В состав Великого княжества Литовского Смоленск вошел в начале ХV века, став органичной, хотя и своенравной частью литовско-белорусского государства. Например, смоляне не раз поднимали восстания, однако ярко проявили себя в знаменитой битве против Тевтонского ордена под Грюнвальдом в 1410 году.

В начале XVI века Смоленск первым встретил экспансию зарождающейся империи московитов. Жители города стойко оборонялись, выдержав на протяжении полутора лет три осады. Однако летом 1514 года, не получив ожидаемой помощи, город пал. Великий князь московский обещал смолянам многие милости, однако на практике прибегнул к массовым депортациям, заселив Смоленск более надежными подданными.

  • Город оставался под властью Москвы до 1611 года, когда в результате длительной 20-месячной блокады вернулся в состав Великого княжества Литовского (к тому времени Литва и Польша объединилось в конфедеративную Речь Посполитую).

Однако для московитов было делом принципа вернуть стратегическую крепость. В 1615-1617 годах они безуспешно осаждали Смоленск. Затем, вынужденно смирившись с потерей, настойчиво готовились к реваншу. Удобный случай представился в 1632 году, когда умер король Речи Посполитой, так что московиты даже не стали дожидаться окончания подписанного перемирия.

В ходе Смоленской войны (1632-1634) город выдержал 9-месячное окружение, обстрелы и несколько штурмов. Положение было критическим, когда в конце августа 1633-го к Смоленску с запада подошло польско-литовское войско, а с юга – казаки-запорожцы. Их совместными стараниями Смоленск остался в составе литовско-белорусского государства еще на 20 лет.

Только в 1654 году московитам удалось окончательно закрепить город за собою. Причем, смоленская шляхта  получила автономию, которую сохраняла чуть ли не до ХIХ века. Во всяком случае еще в XVIII веке российские монархи нарекали, что смоленская шляхта неохотно имеет дело с российским дворянством, зато «с малороссийскими жителями в свойство вступает». И тех, и других следовало «привести к тому, чтоб они обрусели и перестали бы глядеть, как волк к лесу».

  • Несмотря на ассимиляторские усилия властей, Смоленщина сохранила заметную белорусскую специфику. В 1918 году Белорусская народная республика заявила свои права на эти земли. Более того, большевики поначалу тоже соглашались с белорусским характером города. Если, например, Советская Украина была провозглашена в Харькове, то Советская Беларусь – в Смоленске. Однако Харьков был и остается украинским, а вот белорусские большевики вскоре не только переехали в Минск, но и передали Смоленск российским товарищам. В составе БССР Смоленск пробыл меньше месяца.

И все же белорусские симпатии на Смоленщине сохранились. Весной 2014 года даже обсуждался вопрос о переходе в состав Беларуси одного из районов Смоленщины, а местные власти говорили о готовности передать белорусским аграриям пустующие угодья.

Так что, если Александр Лукашенко испытывает сантименты к Калининграду, то Смоленск в этом плане тем более город нашенский (как говорил Ленин о Владивостоке).

На днях в Варшаве живущий в эмиграции депутат Смоленской областной думы Владислав Живица заявил о создании Смоленской республики! Показательно, что символика самопровозглашенного образования выдержана в белорусских национальных бело-красных цветах. Конечно, данное заявление носит скорее символический характер. Однако, развязав агрессивную войну против Украины, Путин и компания создали такую ситуацию, из которой Россия будет выходить непонятно каким образом. Результаты могут быть самыми непредсказуемыми.

И если 390 лет назад украинские казаки помогли литвинам отстоять Смоленск, то сейчас уже белорусские добровольцы из полка Калиновского и других подразделений помогают защищать независимость Украины. А там дальше, кто знает, возможно, потомки запорожцев снова придут на выручку белорусам.

Николай ГРАБОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть