Общество

Выступили против и теперь мертвы. К чьим смертям причастен Лукашенко и его режим после протестов 2020 года

С начала протестов летом 2020 года и до нынешнего дня в Беларуси уже 16 противников режима Лукашенко лишились жизни вследствие действий властей: были застрелены, избиты до смерти, доведены до самоубийства, умерли из-за ухудшения здоровья и неоказания медпомощи в заключении. Обстоятельства смерти нескольких человек не выяснены до сих пор.

Могут быть и другие жертвы, в том числе среди политзаключенных: о многих из них много месяцев никакой информации. Но на сегодня известно 16 имен. Правозащитная организация «Правовая инициатива» к 12 ноября, третьей годовщине гибели самой известной жертвы режима — Романа Бондаренко, подготовила обзор о политических убийствах и смертях в связи с действиями властей.

Основные причины, описанных в документе случаев смертей по вине государства, — действия или бездействие государства, которые выражаются в: недостаточной правовой охране права на жизнь; произвольном применении оружия силовиками; ненадлежащем или недостаточном медицинском обслуживании лиц в местах несвободы; ненадлежащем наблюдении за психологическим состоянием лиц, содержащихся в местах несвободы, и неправомерном давлении на задержанных лиц, приведших к суицидам; ненадлежащем расследовании случаев лишения жизни.

  • Двух человек застрелили на протестах: это Александр Тарайковский и Геннадий Шутов. Еще один человек был застрелен в своем доме при попытке сопротивления вторжению неизвестных вооруженных людей в штатском, которые оказались силовиками: это Андрей Зельцер;
  • трое скончались при задержании силовиками или в отделении милиции. Двое были избиты до смерти: Роман Бондаренко и Александр Вихор. Неизвестна причина смерти в РОВД Дмитрия Сорокина;
  • двое были найдены повешенными, обстоятельства их смерти неясны, случаи были объявлены суицидами: Константин Шишмаков, Никита Кривцов;
  • трое скончались в колониях при не выясненных до конца обстоятельствах и в условиях, вероятно, недостаточной медпомощи: Витольд Ашурок, Алесь Пушкин, Николай Климович;
  • двое умерли от коронавируса, полученного во время отбывания административного ареста в тяжелых, антисанитарных условиях без медицинской помощи: Елена Амелина, Сергей Щетинко;
  • трое совершили самоубийство, не выдержав давления силовиков, угрозы предстоящего заключения или обстоятельств отбывания наказания: Дмитрий Стаховский, Дмитрий Дудойть, Владимир Крысенок.

Силовые структуры режима Лукашенко отказываются возбуждать уголовные дела по фактам подозрительных смертей протестующих. Единственным исключением является уголовное дело об убийстве Романа Бондаренко. Но пока дело приостановлено.

Во время избирательной кампании 2020 года ситуация с правами человека в Беларуси резко ухудшилась. На выдвижение популярных кандидатов и протесты, связанные с их задержаниями и подсчётом голосов, власти ответили массовыми репрессиями. Десятки тысяч граждан Беларуси оказались в тюрьмах.

Правозащитники отмечают, что режим Лукашенко не предпринял мер защиты права на жизнь граждан, чьи имена указаны выше, и его действия подлежат оценке с точки зрения международного уголовного права. Иначе говоря, государство не выполняет функции по защите прав человека, которые на него возложены международными обязательствами, Конституцией Беларуси и нормами национального права.

В обзоре представлены 8 позиций, которые, согласно инициативе, несут ответственность за происходящее. Это Александр Лукашенко, Следственный комитет, МВД, Верховный суд, Генеральная прокуратура, КГБ, Минобороны и Департамент наказаний МВД.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть