Политика

В поисках Южного командования: как реализуется одно из военных обещаний Лукашенко

Полтора года прошло с тех пор, как Александр Лукашенко анонсировал создание нового оперативного командования на юге страны. Проводя совещание в Министерстве обороны, глава государства тогда рассказал, что у Беларуси появился «новый фронт». Он также добавил, что еще до российского вторжения министр обороны Виктор Хренин предлагал создать на южном фланге оперативное командование — и теперь оно будет создано. Сказал — и… словно забыл.

  • Военная активность в Республике Беларусь тем временем шла своим чередом: раз за разом продлевались учения, в войсках объявляли проверки, в страну приезжали на учения российские мобилизованные и перемещались наемники опального «Вагнера». Параллельно возводились «линии Хренина», создавалось «народное ополчение». И только лишь о создании стратегического командования официальные СМИ молчали.

В августе активисты портала Petitions обратились к Министерству обороны с просьбой проинформировать общественность «о состоянии дел по формированию структур, подразделений и воинских частей ЮОК». Петицию подписало всего 16 человек, но, тем не менее, ответ Минобороны был получен оперативно. В документе, подписанном начальником главного оперативного управления ВС Беларуси Сергеем Лагодюком, говорилось, что Беларусь ни к кому не имеет территориальных претензий и никому не угрожает.

«Однако исторический опыт многократно подтверждает верность тезиса, сформулированного еще в 5 веке до н.э. китайским полководцем и военным теоретиком Сунь-цзы: …не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него», — пишет Лагодюк (поисковые системы, кстати, подсказывают, что эта цитата была взята без изменений из статьи экс-начальника Генштаба Сергея Гурулева десятилетней давности).

По существу же в ведомстве сообщили, что «план строительства Вооруженных Сил отнесен к государственным секретам». Соответственно, доступ к этой информации ограничен.

  • Но пусть эта информация и засекречена, согласимся, что трудно было бы создавать новую оборонную структуру так, чтобы это осталось совсем уже незаметным для общественности. Ведь в новое командование должны были быть откомандированы командиры, в его подчинение должны быть переведены воинские части. Где это все?

Лишь в феврале этого года в общих чертах стало понятно, где. Тогда «Беларускі Гаюн» сообщил о строительстве нового военного полигона и военного городка на месте заброшенных детских лагерей в лесном урочище возле деревни Новая Буда Гомельского района. По данным проекта «Мотолько», инвестиционная программа до 2027 года предусматривает расходы на военный городок порядка 18 млн долларов, на полигон – около 11 млн.

С того времени о строительстве напоминал лишь один тендер на сумму порядка 100 тыс. долларов, объявленный 16 октября ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» на «выбор субподрядной организации на выполнение строительных работ (вырубка деревьев и кустарников, разделка древесины, корчевка пней, погрузка и перевозка грузов (отходов)) по объекту «Строительство военного городка в Гомельской области». 19 октября должны были состояться переговоры между заказчиком и потенциальными подрядчиками. Пока же, по данным спутниковых снимков, в районе Новой Буды строительные работы не фиксируются, констатирует «Беларускі Гаюн».

  • Как видим, создание нового командования — дело отдаленного будущего. Не исключено, что к тому времени, когда его создадут (если создадут), потребность в нем и отпадет. Можно предположить, что такая отсрочка косвенно свидетельствует о том, что в окружении Александра Лукашенко не рассматривают военное столкновение с Украиной как что-то вероятное.

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть