Политика

Сохранил власть, отдавая страну. «Режим Лукашенко и белорусы — это совершенно не одно и то же»

Главные угрозы дальнейшему существованию Республики Беларусь заключаются в потере экономического суверенитета и ее всецелом подчинении российскому влиянию. Сегодня две трети белорусской торговли связаны с Россией. Промышленность критически зависима от российских поставок комплектующих, нефти и газа. С самого начала своего правления Александр Лукашенко осознавал, что потеря экономической самостоятельности приведет к потере политического суверенитета. Тем не менее он пошел на это ради сохранения собственной власти.
Льготный доступ белорусской продукции к российскому рынку и получение энергоносителей по низким ценам ежегодно предусматривало уступки белорусской стороны, в первую очередь политические.

Суверенитет в обмен на власть

В рамках Союзного государства Александр Лукашенко даже добился некоторых подвижек в объединении рынка труда и создании некоторых преимуществ для граждан Беларуси. Однако амбициозные интеграционные планы были далеки от реальности. Россию интересовал полный контроль над постсоветским пространством, а Беларуси предлагались лишь единоразовые выгоды.

В итоге, льготные цены на энергоносители, ограниченный доступ к российскому рынку и определенные социальные выгоды — пожалуй, единственные приобретения Республики Беларусь в отношениях с восточным соседом.

Тотальная зависимость белорусской экономики сделала невозможным проведение реформ и, что наиболее важно, лишила Беларусь способности к самостоятельному развитию. Зато такое положение дел позволило Александру Лукашенко создать оптимальную систему удержания власти.

По ту сторону «железного занавеса»

Усиление режимом Лукашенко репрессий после политического кризиса 2020 года и поддержка войны против Украины стали причиной введения Западом санкций. Рынки сбыта белорусской продукции были резко ограничены, транзитные возможности страны снизились. Попытки Лукашенко наладить поставки белорусских машин и сельхозпродукции в страны Азии, Африки и постсоветского пространства не имели успеха.
Сейчас в большинстве стратегических предприятий РБ превалируют российские акционеры. Стоит ожидать изменений в пользу России в целых отраслях экономики, включая IT-сферу, а также в области налогов, таможенного и пограничного регулирования.

Таким образом кризис режима и его пособничество в войне открыли России новые возможности контроля над Беларусью. Сохранение российского влияния во всех сферах жизни остается самой серьезной политической, экономической и социальной угрозами государственности страны.

При этом не стоит забывать о хронической проблеме Беларуси в сфере безопасности, включая систему военного образования, общие с Россией стандарты и планирование, обмен разведданными, совместные учения, бессрочное присутствие российских войск и взаимные поставки вооружений. Все это происходит при полном отсутствии военного сотрудничества Беларуси с другими странами.

Тем временем отношения Беларуси с европейскими соседями ухудшаются. Александр Лукашенко и Владимир Путин выступают с открытыми угрозами в адрес Польши и стран Балтии, голословно обвиняя их в агрессивных действиях. Хотя по информации польских и литовских властей, официальный Минск содействует нелегальной миграции в ЕС, в приграничной зоне активно действуют новые воинские формирования. Сложившаяся ситуация является предпосылкой для возможного закрытия границ с Беларусью.

Такое конфронтационное противоборство ведет к разделению Восточной Европы на два лагеря и несет серьезную угрозу региональной безопасности и закроет возможность демократического развития Беларуси, реализации свобод граждан и прав личности.

Европейское будущее Новой Беларуси

Сегодня сложно рассуждать о перспективах государства, которое находится в полной зависимости от страны-агрессора, возглавляемой диктатором с имперскими амбициями.

Но если надежды на прозрение лукашенковской администрации скорей всего призрачные, то в поддержке белорусской оппозиции европейским сообществом можно не сомневаться.

Европа не рассматривает Беларусь исключительно в контексте правящей власти. Лидер сегодняшней белорусской оппозиции Светлана Тихановская подчеркивает, что «Режим Лукашенко и белорусы — это совершенно не одно и то же».

Находящаяся ныне в вынужденной эмиграции демократическая оппозиция разработала «Стратегию перехода к Новой Беларуси». Она предлагает конституционную реформу с переходом от президентской к парламентской форме правления, оставляя президенту лишь представительские функции. Конечная цель — превратить страну в независимую, демократическую и проевропейскую.

Оптимистические настроения подпитываются тем, что Лукашенко уже больше не является гарантом благополучия и безопасности для своих чиновников, а ухудшение экономического положения народа, как замечает Светлана Тихановская, будет способствовать протестному движению.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть