Политика

Расстрелы протестующих положат конец режиму — исторический опыт

Неделю тому назад Александр Лукашенко издал указ, позволяющий военнослужащим применять оружие и военную технику против гражданских. А на днях замминистра внутренних дел и командующий внутренними войсками Николай Карпенков заявил, что бойцы частной военной компании «Вагнер» во время выборов в Беларуси «готовы подключиться», подчеркнув, что наемники выучили 1,6 тыс. белорусских «специалистов». Эти заявления, без сомнения, выглядят как угроза. Но есть и некий парадокс: успешные революции как раз и стали успешными именно после того, как режимы бросали армию против восставших.

Конечно, белорусские военные уже применяли оружие в подавлении акций 2020 года. В частности, доказан случай ведения огня бойцами 5-ой отдельной бригады спецназначения по мирным демонстрантам в Бресте 11 августа 2020-го. И это один из многих.

  • Но за такие действия, пусть и теоретически, военнослужащих могут привлечь к ответственности. Сейчас, давая разрешение на применение оружия, Лукашенко как бы легализирует насилие, говорит солдатам и офицерам: делайте, что хотите.

Похоже, Лукашенко не знаком с историческим опытом применения военной силы против граждан. Зачастую, такое как раз и приводит к падению режимов. Примером могут послужить (удивительно, что Лукашенко об этом не помнит) Февральская и Октябрьская революции в Петрограде 1917 года, которые закончились свержением Николая ІІ, а затем и Временного правительства.

Более близкий пример — крах режима Виктора Януковича в Украине в 2014-м. Когда силовики стали жестко разгонять мирных протестующих, а затем и расстреливать, Майдан снес Януковича и сейчас он доживает где-то в Барвихе под Москвой.

Более яркие примеры из этой серии, наверное, Ливия и Египет. После приказа атаковать повстанцев подавляющее большинство подразделений ливийских вооруженных сил перешло на сторону революционеров. Каддафи долгое время удерживал некоторые районы Ливии только благодаря иностранным наемникам, таким как «вагнеровцы», но его постигло неминуемое для диктаторов наказание.

Аналогичная ситуация сложилась в Египте. Армия во главе с министром обороны Египта Мухаммедом Хусейном Тантави отказалась открыть огонь по демонстрантам и вынудила Мубарака уйти в отставку.

  • Конечно, белорусский диктатор всегда может рассчитывать на помощь старшего брата и не только. Можно вспомнить волнения в Казахстане, когда свои контингенты в эту страну прислали страны ОДКБ, включая Беларусь. Однако Казахстан, в конечном счете, пришел к гражданскому согласию, тогда как Лукашенко, судя по всему, собирается держаться на штыках.

Привлечение военных к подавлению бунтов далеко не редкость даже в демократических странах, например, в США. Их привлекают для патрулирования улиц, службы на блокпостах и охраны важных объектов. Но не для того, чтобы расстреливать народ.

Как показывает опыт, военные крайне негативно относятся к применению силы против гражданских, тем более соотечественников (это не относится к армии РФ). Кроме того, мотивация военных и полиции разная. Полицейских учат разгонять демонстрантов, проводить задержания. Приходящие служить в полицию готовы к этому. У военных, особенно офицеров, несмотря на всю жесткость армейской системы, существует свой кодекс чести. Военные настроены, прежде всего, защищать государство, воевать с противником, но не со студентами.

Возможно, Александр Лукашенко рассчитывает, что в критический момент сможет положиться на «вагнеровцев». Но где гарантия, что наемники поддержат престарелого диктатора, а не молодого и амбициозного Карпенкова, например? В общем, Лукашенко есть над чем задуматься, и хороших вариантов на будущее у него все меньше.

Андрей САХНЕВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть