Политика

По Сеньке шапка: почему мы торгуем с каннибалами

После визита в Зимбабве Александр Лукашенко заявил о том, что «будущее за Африкой». Это выглядело действительно чем-то разумным. Африканский союз стал полноправным членом G20, ведущие державы соперничают за связи с Африкой. А недавний приезд в Минск президента Экваториальной Гвинеи, которого, кстати, обвиняют в каннибализме, дает повод предположить, что наш председатель колхоза невероятным образом уловил общемировую тенденцию.

Африканский союз в его нынешнем виде был основан в 2002 году, включив все 55 государств континента. В экономическом плане это объединение привнесло пользу: развивается логистика, унифицируется законодательство стран-членов.

Что касается политических целей Африканского союз, то они стандартны: защита суверенитета, демократии, равных возможностей. В общем, свобода и равенство по-африкански, понимая, что по большому счету альянс так и остался «клубом диктаторов».

Чем же богата Африка? Алмазы, золото, платина. Здесь имеются запасы стратегических для мировой экономики бокситов, марганца, свинца, нефти и одного из самых ценных ресурсов – лития, используемого в производстве аккумуляторов.

Интерес Лукашенко к черному континенту нельзя назвать внезапным.

Беларусь отправляла в 27 африканских стран в первую очередь калийные удобрения, что приносит около 123 млн долларов ежегодно. Вторая по значимости статья экспорта – продукты питания. Также поставляем в Африку сельхозтехнику и карьерные самосвалы (договор с Зимбабве предусматривает поставку 3,7 тыс. тракторов, 60 комбайнов, 30 самосвалов, нескольких пожарных машин на общую сумму 66 млн долларов). Всего же товарооборот с континентом составлял немногим менее 350 млн долларов.

На первый взгляд, результаты скромные. Но и это неплохо. 66 млн долларов – в 66 млн раз лучше, чем ничего. К тому же такие поставки подразумевают обучение, сервисное обслуживание и поставку запчастей.

  • Белорусская продукция может и не отличается отменным качеством, уступая по функциональности западной, но по цене доступнее. Кром того, западные компании учитывают репутационные риски работы с авторитарными режимами, тогда как для Лукашенко таких проблем не существует.

Специфика африканского рынков заключается в том, что импортировать из Африки, пожалуй, еще выгоднее, чем экспортировать. За богатые ресурсы континента ведется настоящая экономическая война.

Беларуси действительно не помешали бы некоторые африканские полезные ископаемые, в особенности литий. Например, для производства суперконденсаторов на территории технопарка «Великий камень». Но, во-первых, технопарк после введения санкций потерял прежнюю актуальность. Во-вторых, китайские покровители «Великого камня» сами контролируют большинство литиевых месторождений Африки. Позволит ли товарищ Си вторгаться Лукашенко в сферу экономических интересов Поднебесной, вопрос риторический. Стратегическое сырье является чем-то вроде «оружия» на мировой арене. Доступ к нему предоставляют не просто за деньги, а и за политическую протекцию. В этом плане вес Беларуси слишком мал.

  • У Лукашенко есть и еще один резон двигаться в сторону Африки. В любой момент Россия Федерация может перестать существовать в ее нынешнем виде. Лукашенко необходимо иметь дополнительные точки опоры, в чем Африканский союз может быть полезным.

Другое дело, что Беларусь могли бы торговать с ЕС, США, Японией, Канадой, зарабатывая десятки миллиардов, а не миллионы. Но Лукашенко – правитель масштаба африканских диктаторов, потому торгуем с кем можем и как можем. По Сеньке и шапка.

Андрей САХНЕВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть