Политика

«Педагогическая поэма» Александра Лукашенко: как режим пытается сделать учащихся лояльными

Высказанная Александром Лукашенко идея мобилизации учащихся на уборку урожая (существовавший в некоторых школах запрет на привлечение школьников к таким видам работ глава государства назвал «дикостью») можно, конечно, рассматривать как попытку заместить ручным трудом выпавшую из-за санкций сельхозтехнику. Но также можно увидеть тот идеал, в духе которого руководство страны хотело бы воспитывать молодежь: «если человек пойдет 5-6 часов поработает — и родителям в радость, и ребенку хорошая физическая подготовка». Потому что вся наука более сложная, чем уборка картофеля, давно рассматривается режимом, как нежелательная.

Два маленьких инцидента, омрачившие Александру Лукашенко открытый урок 1 сентября были по-своему показательны и в общих чертах проиллюстрировали, за что Лукашенко не любит молодое поколение. И первокурсник, в шутку поднявший бумажку со словом «спасите», и его коллега, честно сказавший, что «большая часть народа отказывается слушать провластную информацию», символизировали главные качества нового поколения белорусов.

  • Оно, во-первых, непослушно, а, во-вторых, оппозиционно или хотя бы скептично настроено в отношении официальных доктрин.

Надо полагать, глава государства тоже чувствует этот конфликт, имеющие не столько политический, сколько поколенческий характер, и ищет пути его решения. Проблема в том, что студентов — в отличие от интеллигенции или айтишников — так просто не выживешь из страны. Но режим работает над ее решением: в вузы можно отобрать самых лояльных.

Первичными фильтрами по идее теперь должны стать школы. Не даром Александр Лукашенко в своих поручениях по вступительной кампании 2023 года требовал, чтобы вузы за тестированием могли «увидеть ребенка». После проработки на «диалоговых площадках» было предложено нововведение для абитуриентов — при поступлении в вузы нужно будет предъявлять характеристику-рекомендацию из школы.

 «Характеристика сможет сработать в государственную пользу. Мы увидим активных ребят, которые принимают участие во всех мероприятиях», — говорила сенатор Марина Ильина на совещании по вступительной кампании в вузы. 

Нетрудно заметить, что участники собрания вполне отдавали себе отчет в том, что учителя будут относиться к составлению характеристик формально, в связи с чем поднималась идея и личной ответственности учителей за написанное в документе.

«Если ты дал характеристику, то несешь за это ответственность», — объяснила нововведение Кочанова.

Современная белорусская практика дает основания предположить, что на самом деле эта система замышляется для того, чтобы отсеивать нелояльных молодых людей еще на стадии поступления.

Такие правила возвращают Беларусь в советскую реальность, где нужно было указывать в анкетах пребывание родственников на оккупированной территории и где существовали негласные квоты на количество студентов-евреев.

Отсеять несогласных полдела. Задача номер два — увеличить процент лояльных молодых людей. Для этого в нынешнем году и были введены льготы при поступлении для выпускников военно-патриотических клубов. Пока что речь идет о вузах, готовящих опору режима — силовиков. Тем боле, что в 2022-м году милитаризация молодежи поощрялась на самом верху: в мае Александр Лукашенко подписал «О развитии военно-патриотических клубов».

Реализовывать государственную молодежную политику сразу же ринулась команда пропагандистов во главе с Григорием Азаренком. Невольной жертвой этой орды стал белгородский пятилетний мальчик Леша, на свою беду вышедший когда-то встречать колонну российской бронетехники в танкистском шлеме. Азаренок с членами военно-спортивного клуба «Рысь» не только разыскали мальчика, но и вручила ему подарки, и даже сняла в его честь видеоклип. В сюжете ролика группа детей школьного возраста, одетая в военную форму, приглашает Лешу в Минск, при этом мимо них проезжает колонна бронетехники с белорусскими флагами. После этого вполне можно было ожидать встречи мальчика Леши с Александром Лукашенко, но почему-то белорусская пропаганда вслед за российской быстро охладела к его образу. Заметно, что тогда же из инфополя исчез еще один раскручиваемый персонаж — бабушка с красным знаменем, вокруг которой в России начал было формироваться квазирелигиозный культ.

Сегодня для военно-патриотических клубов разработана единая образовательная программа. Им разрешено проводить занятия в воинских частях, формированиях и подразделениях по чрезвычайным ситуациям. Офицеры могут быть преподавателями. Предусмотрено бесплатное питание детей в солдатской столовой. И, разумеется, для них существует очень насыщенная идеологическая обработка в виде пропагандистских фильмов, восхваляющих «русский мир», символики с буквой Z и культивирования ненависти к инакомыслящим. Впрочем, это сейчас относится практически ко всем белорусским школьникам, которых заставляют принимать участие в мероприятиях, смысла которых те зачастую не понимают.

  • По мнению аналитика Артема Шрайбмана, задача школьного «патриотического» воспитания – поставить заслон на пути вредных для власти идей. Чиновники искренне верят, что проигрывают войну за умы молодежи не потому что им нечего предложить, а потому что они плохо доносят свою идеологию.

Ну, а если родители школьника постараются избавить его от пропаганды, отдав в частную школу — то и этот вопрос не ушел от внимания Лукашенко. Он поставил Александру Вольфовичу задачу провести лицензирование школ «со вчерашнего дня». Заметим: о том, что «образование, вузы, школы — не та сфера, где мы шутить должны» Лукашенко говорил госсекретарю Совбеза 20 сентября, после объявления «референдумов» на Донбассе, обсуждая в том числе возможную мобилизацию. Что дает представление о том, насколько важен для белорусского диктатора вопрос контроля над молодым поколением.

Напомним, что формально предлогом нынешней атаки на частные школы стал инцидент в частном учебном заведении Smart School, где ученик травмировал одноклассницу выстрелом из травматического пистолета. Однако руководство школы глава государства обвинил не в этом, а в том, что оно «на дух не воспринимает белорусское государство», дав задачу разобраться не только со Smart School, но и «зачистить все до невозможности в системе образования».

Позже стало известно о задержании преподавателя этой школы Дмитрия Юртаева, которого в ГУБОПиК заставили на камеру читать свои стихи и оправдываться. Спустя еще неделю стало известно о закрытии не только Smart School, но и еще восьми школ, двенадцать частных учебных заведений получили предписания о прекращении работы.

Что-что, а зачищать до основания белорусские чиновники умеют, достаточно вспомнить судьбу литовских школ, которые были признаны нежелательными уже в силу своей литовскости.

В Минобразования также подтверждают, что если до начала нового учебного года в стране было 35 частных школ, то в этом учебном году лишь 14 из них смогли пройти сертификацию и приступить к работе по всем правилам. А вместе с частным образованием сжимается и возможность отвертеться от «патриотического воспитания» и контроля учителей, от характеристики которых зависит твое будущее.

И, наконец, еще одна немаловажная деталь. Мы уже писали о том, что идея принимать в высшие учебные заведения от 60 до 80 процентов целевиков призвана привязать выпускников к неперспективным предприятиям и фактически является современной формой крепостного права.

  • Но с таким подходом глава государства решает еще одну немаловажную для себя задачу: молодой человек уже со студенческой скамьи должен чувствовать себя чем-то обязанным государству. Эта зависимость по идее должна если не искоренить диссидентство, то по крайней мере загнать куда-то вглубь.

Разумеется, все эти нововведения чреваты выпадением страны из мирового образовательного процесса, но, когда стоит вопрос об устойчивости режима, такой мелочью можно пренебречь.

Геннадий ЛУКЬНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть