Политика

Олимпийские вредители. Политическая подоплека «стахановского спорта»

Извиняющиеся белорусские спортсмены, видео с которыми распространяет Национальный олимпийский комитет страны, являются отдельным, невиданным ранее жанром. В чем-то они похожи на сцены раскаявшихся сторонников оппозиции, которые массово штампуются ГУБОПиК. И это вполне понятно, если учесть, что глава государства регулярно обращается с требованиями к «провинившимся», с его точки зрения, гражданам «каяться на коленях и ползти ползком».

Но, с другой стороны, видео со спортсменами и политическими инакомыслящими имеют и серьезные отличия. Потому что фигуранты олимпийских видео не раскаиваются в прямом значении этого слова.

Олимпийцы не винят себя в политических преступлениях (чиновникам удалось эффективно отсечь от Олимпиады всех потенциальных диссидентов). Не просят извинения за то, что сделали что-то не так. Они вообще ничего предосудительного не сделали. Они просто выступили на Олимпийских играх так, как могли. Теперь это само по себе считается проступком.

Преступное несовершение подвига

В последние дни свои неудачные результаты на соревнованиях публично анализировали белорусский фристайлист Максим Густик, лыжник Егор Шпунтов и еще один фристайлист Станислав Гладченко.

Все они признавались в ошибках исключительно спортивного свойства: где-то не рассчитал, где-то не совладал, где-то вообще не смог акклиматизироваться – и поэтому они подвели страну, не достигнув высокого результата.

Здесь скорее напрашиваются параллели советской борьбы с «вредителями» 1920-х годов, когда все то, что не являлось стахановством, объявлялось вредительством. То есть, антигосударственным актом являлся уже сам факт несовершения подвига.

Такой же подход к военнослужащим во время мировой войны нашел свое отражение в словах известной песни «что же ты, скотина, вместе с танком не сгорел».

Как нанести «ущерб престижу»

Как тут не вспомнить о десятках советских спортсменов, не пожелавших стать бесправными винтиками идеологической машины и сбежавших при удобном случае на Запад. Среди них – фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопович, шахматист Виктор Корчной, каноист Владас Чесюнас и многие другие. Как говорил хоккеист-беглец Александр Могильный: «Я уезжал из Москвы нищим человеком. Я был олимпийским чемпионом, чемпионом мира, трехкратным чемпионом СССР. При этом не имел даже метра жилья. Кому нужна такая жизнь?».

Классический пример идеологического подхода в спорте – расформирование одной из ведущих советских футбольных команд армейского клуба ЦДСА в 1952 году. Причина:

«Неудовлетворительное выступление на Олимпийских играх». Тогда сборная СССР, костяк которой составляли игроки ЦДСА, «проиграв матч югославам, нанесла серьёзный ущерб престижу советского спорта и советского государства».

Учитывая, что Александр Лукашенко уже несколько раз публично высказывал сомнение в целесообразности существования в стране некоторых спортивных обществ, реакция на нынешнее не слишком удачное олимпийское выступление может оказаться весьма похожей. Потому что спорт в государстве переплетен с политикой гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Тем более, если речь идет о таких горячо любимых руководством Беларуси видах спорта, как зимние.

Единственная гордость страны

По большому счету, вся современная Республика Беларусь построена по принципу, который можно назвать «антипирамидой Маслоу». В основе классической пирамиды лежали физические потребности, затем потребности в безопасности, в социальной востребованности и т.д. И лишь на ее вершине находились эстетические ценности.

Режим Александра Лукашенко достигнув предела своих возможностей в обеспечении именно базовых потребностей населения компенсирует это все большим накачиванием потребностей эстетических, к которым, очевидно, отнесен и спорт. Ничего удивительного в этом, впрочем, нет, точно так же Советский Союз гордился своим балетом на фоне повсеместного дефицита потребительских товаров и откровенного недоедания среди населения.

С точки же зрения зарубежного наблюдателя, у страны с таким балетом, да еще и с задорными песнями Дунаевского, базовые потребности не могли не быть решены, а мнение собственных сограждан руководство СССР никогда особо и не интересовало.

И, если с балетом в Беларуси не сложилось, то спортивные успехи каким-то образом поддерживают «антипирамиду Маслоу» в состоянии балансирования на своей вершине. А самой главной «скрепой» спортивной славы Беларуси, разумеется, являлся сам Александр Лукашенко, регулярно громящий своих соперников в постановочных хоккейных матчах, в которых к нему иногда присоединяются Владимир Путин и сын Николай.

Когда резервы исчерпаны

Однако, и в спорте «скрепа» уж явно начала разгибаться. Причины нынешних спортивных разочарований белорусов, наверное, еще обсудят с разных сторон эксперты. Но можно смело предположить, что главные из них – исчерпание запаса прочности, заложенного в подготовку олимпийцев в более тучные годы и отсутствие достаточных средств для привлечения под белорусские знамена спортсменов и тренеров первого звена.

Ввиду того, что глава государства по определению поругаем быть не может, ответственность приходится брать на себя белорусским олимпийцам. Напомним, что герой уже упомянутой песни, оправдывался так:

Вы меня простите — это я им говорю:

– В следующей атаке обязательно сгорю!

Собственно говоря, белорусские спортсмены отвечают в наших роликах то же самое, хоть и другими словами. А что им остается еще?

Геннадий ЛУКЬЯНОВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть