Политика

Окно возможностей для оппозиции: Лукашенко готовится к президентским выборам

Прошедшие 25 февраля выборы стали первыми общенациональными после президентских 2020 года. На этот раз оппозиция призвала бойкотировать избирательный процесс, призвав сторонников обсуждать в онлайн-марафоне «как от диктатуры перейти к стране, о которой мечтаем». Однако поезд режима Лукашенко движется с большой инерцией. Одними призывами к «стране мечт» не прийти.

Похоже, оппозиция даже не представляет, насколько она напугала Александра Лукашенка в памятные дни 2020-го. Страх потерять власть до сих пор не отпускает его. Не удивительно, что на избирательном участке в позапрошлое воскресенье Лукашенко вспомнил оппозицию.

«Пойду-пойду, — сказал он, имея в виду президентские выборы 2025 года. — Передайте им (оппозиции — Ред.), что пойду».

В этом заявлении проявились основные страхи Лукашенко.

  • Первое. «Пойти сейчас на пенсию будет означать предать тех, кто «шел за ним в бой», — сказал Лукашенко.

Это подчеркивает, что именно власть является для него единственной гарантией как существования, так и избегания наказания. В «бой» с ним уже никто не пойдет, все подельники исчезнут вместе с потерей власти.

  • Второе. «Чем активнее они (оппозиция — Ред.) будут будоражить общество и вас в том числе, чем они будут больше напрягать вас, и общество, тем быстрее я пойду на эти выборы», — сказал Лукашенко.

То есть именно оппозицию он по-прежнему рассматривает основной силой, способной свергнуть его с престола.

Заявление Лукашенко также стало посланием к его свите, которая в нынешнее напряженное время все боле нерешительна. Узурпатор пытается вселить в подчиненных уверенность в том, что будет оставаться во власти долго.

Стоит отметить, все диктаторские режимы держатся благодаря контролируемой преемственности власти. При этом Лукашенко, устраняя любых конкурентов, о приемниках не позаботился. Сейчас он чувствует себя, словно коза на льду.

 Еще недавно по стране гулял анекдот: «Доколи Лука будет у власти?» Ответ: «До Коли!». Но младший сын растет не так быстро, как стареет отец. Сегодня самому Лукашенко понятна призрачность надежды передать власть Коленьке.

  • По законодательству, в случае смерти президента существует два сценария дальнейших событий. При естественной смерти главы государства его обязанности до новых выборов будет исполнять спикер Верхней палаты парламента Наталья Кочанова. Если президент умрет насильственной смертью, в стране объявят чрезвычайное или военное положение. Решения о государственном правлении будет принимать Совбез, на котором председательствует все та же спикер Совета республики.

В случае второго сценария сроков для проведения новых выборов нет. А во время чрезвычайного и военного положения вообще не может проводиться голосование. Если чрезвычайное положение может длиться до месяца, то для военного положения ограничений нет и переходный период при желании власти может затянуться на годы. Однако Кочанова сможет обеспечить только переход власти к «наследнику» Лукашенко, а им узурпатор считает своего старшего сына — Виктора, который сейчас является членом Совбеза РБ.

Вместе с тем, преемника Лукашенко может определять Россия (вспомним как в 2022 году при загадочных обстоятельствах ушел из жизни неудобный для Кремля министр иностранных дел РБ «западник» Владимир Макей). Пророссийским кандидатом ныне считается действующий премьер Роман Головченко. Он ранее возглавлял военно-промышленный комитет и является своим человеком среди силовиков, позитивно зарекомендовал себя в Москве.

Но есть нюанс, аппарат чиновников опасается прихода ставленника силовых органов из-за вероятных репрессий. Эксперты дают мало шансов кандидатуре Головченко.

При отсутствии явного фаворита-«наследника» следует ожидать схватки кланов, связанных со старшим сыном Виктором Лукашенко и премьером Головченко, а также Натальей Кочановой.

Очевидно, что никто из этих кандидатов реально претендовать на власть не может. В Виктора не верит даже Александр Лукашенко, отдавая предпочтение младшенькому Коле. Остальные остаются техническими фигурами, занимая место у власти без надежды на продвижение.

Лукашенко также не может уверено положится на занятый войной Кремль. При этом для стран Запада нынешняя Беларусь представляет не только угрозу демократии, а теперь и — безопасности на континенте.

Президентские выборы не за горами. Для белорусской оппозиции настало самое важное время, чтобы забыть разногласия и сплотиться в борьбе за свободу и демократию. Следующие президентские выборы должны стать тем рубежом, за которым диктатура должна остаться в прошлом.

Андрей САХНЕВИЧ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть