Экономика

Не только люксовые авто. Как европейские грузовики попадают в Россию через Беларусь в обход санкций

Польша, Литва и Латвия перестали пропускать через границы с Беларусью люксовые авто, на торговлю которыми с Россией наложены санкции. Но журналисты-расследователи выяснили, что контрабандный рынок автомобилей живет не только за счет Porsche и Lexus.

Белорусские фирмы-прослойки поднимают миллионы, продавая в Россию европейские тягачи: Volvo, Scania, Mercedes-Benz, DAF, MAN, Renault. В 2023-м через Беларусь на российские дороги попало более 600 таких автомобилей на $60 млн.

Схемы перепродажи раскрывает белорусское «Бюро» совместно с российской «Вёрсткой». Расследованию помогали «Киберпартизаны»” и литовцы из Siena.

  • Чистая прибыль — 1 млн долларов

Компания «НМП Логистик» была зарегистрирована вскоре после введения санкций Евросоюза. За год бизнес увеличил выручку в 10 раз, до 7 миллионов долларов. Чистая прибыль составила 47 тысяч долларов — в 5 раз больше, чем год назад. Владелец фирмы — Глеб Чернышов из Кобрина. Он сотрудничает с компанией «Про Авто» в России. Она в прошлом году заработала рекордные 10 миллионов долларов выручки и 300 тысяч долларов чистой прибыли. Чернышов там указан как начальник юридического отдела.

Еще один белорусский посредник — компания «Автобай Лизинг». За прошлый год ее выручка выросла в 6 раз, до 15 млн долларов, чистая прибыль составила 1 млн долларов — в 22 раза больше, чем в прошлом году. Фирмой владеет Сергей Лытко, гражданин Беларуси родом из Крыма. За год Лытко напродавал в Россию тягачей на 5,8 млн долларов. Покупатель — компания «Автобай», которой владеет белорус, бывший спортсмен Игорь Дятко.

Наибольшего успеха в поставках европейских грузовиков в Россию добилась белорусская компания «Белшинторгсервис». Фирма более 30 лет продает шины, диски, аккумуляторы, автомобили и спецтехнику, автозапчасти и т.д. После 2020-го осуществляла поставки силовым ведомствам. За 2023 год компания увеличила выручку в 5 раз, до 46 млн долларов. Чистая прибыль выросла в 24 раза и составила 390 тысяч долларов. Зарабатывает на этом белорус Владимир Сержанович. Он дал журналистам-расследователям комментарий, где сказал, что поддерживает санкции в отношении России. Но только если они касаются товаров, которые могут быть использованы в войне. Поставка тягачей — это другое.

  • Из Германии в Россию через Литву и Беларусь

Согласно VIN-номерам грузовиков, въехавших в РФ через «Белшингторгсервис», перед этим они побывали в Литве, а потом — в Казахстане. Эта страна — уже классическая схема обхода санкций, но не единственная. В цепочке перепродаж европейских автомобилей в Россию кроме собственно российских и белорусских фирм задействованы компании из Германии и Литвы. Вот пример. Российская компания «Автобай» покупает «Тойоту» у белорусской компании «Автобай Лизинг». Те в свою очередь импортируют ее из Литвы, а литовская компания приобретает ее в автосалоне в Германии. На пути из Германии в Россию «Тойота» подорожала на 3600 евро. «Автобай Лизинг» за посредничество взял 63 евро.

  • Ну и что тут такого?

Дело, конечно, не в 63 евро. И даже не в грузовиках как таковых. А в том, что среди товаров, которые нельзя экспортировать в Россию, почти 3 тысячи наименований, которые спокойно можно продавать в Беларусь. Например, внедорожники, которые Россия может использовать в войне против Украины. Изучением этих данных занимается норвежская консалтинговая организация Corisk.

«Чтобы экспортный контроль был эффективным, санкции в отношении Беларуси должны быть зеркальным отражением санкций в отношении России. Сегодня белорусская брешь достаточно велика, чтобы армада грузовиков, легковушек и других товаров могла пройти с Запада в Россию и, возможно, дальше — на поля боя в Украине», — подытоживает старший советник Норвежского Хельсинкского комитета Оге Боркгревинк.

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть